Педагогические условия развития техники чтения детей в начальной школе

Страница 4

С учетом всего изложенного можно сказать, что учитель, реализующий личностно-ориентированный и деятельностный подходы в процессе организации педагогического взаимодействия школы и семьи, развивает у школьников не только чувство читательской компетентности и стремление быть в обществе других людей, но в значительной мере и чувство уверенности в себе, в своих знаниях, как предпосылки самоактуализации.

Cтоит отметить, что активность ребенка как выражение его субъектности развивается в двух разных направлениях: приспособляемости (адаптивности) к требованиям взрослых (учителей, воспитателей, родителей), создающих для него нормативные ситуации, и креативности, позволяющей ему постоянно искать и находить выход из предложенной ситуации, преодолевать ее. Существующие учебные программы помогают совершенствовать знания, умения и навыки, но мало влияют на развитие школьника как личности, так как в основе их не интересы и предпочтения ребенка, а содержание научного знания. Ученик не может выбрать для себя ту учебную программу, с которой ему легче и приятнее работать, он не может выбрать и способ учебной работы, поскольку это не заложено в задании, программе. Поэтому в основу процесса педагогического взаимодействия школы, семьи и библиотеки заложены необходимые условия реализации субъектной активности школьников через создание специально организованного ЕЧП. Суть их выражается в следующих предпосылка:

удовлетворение читательских потребностей школьников;

моделирование видов творческой учебной и досуговой деятельности;

добровольность участия в ней школьников и их родителей;

максимальная ориентация на субъектный опыт ребенка (раскрытие его субъектной ценности, субъектного опыта и опора на них во взаимодействии школы, библиотеки и семьи);

становление эмоционально-ценностного отношения ребенка к книге, к себе, ко всему сущему на основе своего читательского и жизненного опыта;

формирование ответственности и самостоятельности ребенка.

Важным компонентом педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи в процессе формирования самостоятельной читательской активности школьников является создание ЕЧП (единого читательского пространства) — построение позитивного читательского взаимодействия учащихся с родителями, учителями, сотрудниками детских библиотек, направленного на удовлетворение познавательной потребности в чтении, в творческой активности личности. Как бы по-разному мы не понимали цели образования, позитивное развитие личности представляется движением к целостности, непротиворечивости. Поэтому основная функция взаимодействия состоит не в нивелировании, а в максимальном выявлении, использовании, сбережении и обогащении читательского и жизненного опыта ребенка. Школьник в учебно-воспитательном процессе выступает не только как субъект познания, но и как субъект и объект взаимодействия.

Целью педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи в рамках ЕЧП является формирование самостоятельной читательской активности учащихся, развитие творческого потенциала, коммуникативных умений, которые обеспечивают становление личности школьника и являются средством реализации потребностей в самообразовании.

Задачами педагогического взаимодействия в рамках ЕЧП являются: 1) формирование читательских потребностей (мотивов, побуждений, установок, интересов) и деятельности, направленной на активизацию самостоятельного чтения; 2) формирование коммуникативных навыков общения родителей с детьми по поводу прочитанного, общности читательских интересов; 3) обеспечение преемственности и непрерывности воспитательных воздействий книги на гармонизацию отношений школьников с родителями и учителями, со сверстниками; 4) становление читательской компетентности школьников; 5) формирование рефлексивной позиции всех субъектов ЕЧП.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

История освоения и исследования Северного морского пути
Есть данные о том, что человек появился на Севере еще в глубине каменного века. Именно тогда было положено начало арктическому мореплаванию и, следовательно, арктической морской культуре. Впрочем, признаться, это «мореплавание» было ограничено пределами береговой полосы. Кожаная или деревянная лодк ...

Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста в процессе правового воспитания
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте уже способны следовать им и, что особенно важно для формирования в последующем право ...

Результаты исследования и их обсуждение
Наблюдение уроков проводилось в 4 классах. На первом уроке учитель не акцентировала внимание на приёмах развивающего чтения и не использовала их полностью. На этапе подведения итогов была проведена взаимопроверка, учащиеся оценили себя за работу на всём уроке. На втором уроке учитель применила приё ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru