Педагогические условия развития техники чтения детей в начальной школе

Страница 4

С учетом всего изложенного можно сказать, что учитель, реализующий личностно-ориентированный и деятельностный подходы в процессе организации педагогического взаимодействия школы и семьи, развивает у школьников не только чувство читательской компетентности и стремление быть в обществе других людей, но в значительной мере и чувство уверенности в себе, в своих знаниях, как предпосылки самоактуализации.

Cтоит отметить, что активность ребенка как выражение его субъектности развивается в двух разных направлениях: приспособляемости (адаптивности) к требованиям взрослых (учителей, воспитателей, родителей), создающих для него нормативные ситуации, и креативности, позволяющей ему постоянно искать и находить выход из предложенной ситуации, преодолевать ее. Существующие учебные программы помогают совершенствовать знания, умения и навыки, но мало влияют на развитие школьника как личности, так как в основе их не интересы и предпочтения ребенка, а содержание научного знания. Ученик не может выбрать для себя ту учебную программу, с которой ему легче и приятнее работать, он не может выбрать и способ учебной работы, поскольку это не заложено в задании, программе. Поэтому в основу процесса педагогического взаимодействия школы, семьи и библиотеки заложены необходимые условия реализации субъектной активности школьников через создание специально организованного ЕЧП. Суть их выражается в следующих предпосылка:

удовлетворение читательских потребностей школьников;

моделирование видов творческой учебной и досуговой деятельности;

добровольность участия в ней школьников и их родителей;

максимальная ориентация на субъектный опыт ребенка (раскрытие его субъектной ценности, субъектного опыта и опора на них во взаимодействии школы, библиотеки и семьи);

становление эмоционально-ценностного отношения ребенка к книге, к себе, ко всему сущему на основе своего читательского и жизненного опыта;

формирование ответственности и самостоятельности ребенка.

Важным компонентом педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи в процессе формирования самостоятельной читательской активности школьников является создание ЕЧП (единого читательского пространства) — построение позитивного читательского взаимодействия учащихся с родителями, учителями, сотрудниками детских библиотек, направленного на удовлетворение познавательной потребности в чтении, в творческой активности личности. Как бы по-разному мы не понимали цели образования, позитивное развитие личности представляется движением к целостности, непротиворечивости. Поэтому основная функция взаимодействия состоит не в нивелировании, а в максимальном выявлении, использовании, сбережении и обогащении читательского и жизненного опыта ребенка. Школьник в учебно-воспитательном процессе выступает не только как субъект познания, но и как субъект и объект взаимодействия.

Целью педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи в рамках ЕЧП является формирование самостоятельной читательской активности учащихся, развитие творческого потенциала, коммуникативных умений, которые обеспечивают становление личности школьника и являются средством реализации потребностей в самообразовании.

Задачами педагогического взаимодействия в рамках ЕЧП являются: 1) формирование читательских потребностей (мотивов, побуждений, установок, интересов) и деятельности, направленной на активизацию самостоятельного чтения; 2) формирование коммуникативных навыков общения родителей с детьми по поводу прочитанного, общности читательских интересов; 3) обеспечение преемственности и непрерывности воспитательных воздействий книги на гармонизацию отношений школьников с родителями и учителями, со сверстниками; 4) становление читательской компетентности школьников; 5) формирование рефлексивной позиции всех субъектов ЕЧП.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Систематичность и системность знаний
Говоря о глубине знаний, мы уже употребляли слово «систематизация». Это понятно, так как осознание связей служит предпосылкой систематичности знаний. Систематичность знаний характеризуется осознанием состава некоторой совокупности знаний, их иерархии и последовательности, то есть осознанием одних з ...

Неуспевающие дети. Кто они
Представление, что число нервных людей в наш век с его напряженным ритмом жизни все увеличивается, стало тривиальным. Оно подтверждается тем, что исследования в разных странах показывают безусловное нарастание частоты неврозов, наиболее распространенного нервного заболевания. Итак, «нервный ребенок ...

Отечественная педология в истории педагогической антропологии
Развитие наук о человеке вызвало в конце XIX—начале XX в. появление в Европе и Америке новых экспериментальных методов изучения ребенка — «child study», названного позже термином педология (в переводе с греческого — «наука о детях»), под которым оно и распространилось в России. Глубокий анализ разв ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru