Из вышесказанного можно сделать вывод, что для развития техники чтения учащихся начальной школы важна та среда, в которой они воспитываются и обучаются. Задачей педагогов и родителей является создание дружеской, комфортной для ребёнка обстановки в классе и дома. Обучение и воспитание ребёнка должно происходить с учётом особенностей его личности. Нельзя заставлять ребёнка читать. Есть множество способов увлечь его чтением. Ребёнка надо окружить интересным материалом для чтения. Пополнять словарный запас детей. Поддерживать уверенность учащихся в себе, в своих силах. Важными педагогическими условиями также являются игровая форма проведения уроков, взаимодействие семьи, школы и работников библиотек. Важен профессионализм учителя, т. к. от того насколько он владеет методикой преподавания предмета, знает психологические особенности учащихся, грамотно проводит работу с родителями учеников, своим личным примером прививает любовь к чтению, зависит эффективность обучения.
Условиями эффективного обучения являются:
удовлетворение читательских потребностей школьников;
моделирование видов творческой учебной и досуговой деятельности;
добровольность участия в ней школьников и их родителей;
максимальная ориентация на субъектный опыт ребенка (раскрытие его субъектной ценности, субъектного опыта и опора на них во взаимодействии школы, библиотеки и семьи);
становление эмоционально-ценностного отношения ребенка к книге, к себе, ко всему сущему на основе своего читательского и жизненного опыта;
формирование ответственности и самостоятельности ребенка.
Обучение чтению должно строиться на принципах:
системности (связь с администрацией школы, школьной библиотекой, учреждениями дополнительного образования, преемственность в вопросах воспитания младших школьников);
комплексности (интеграция работы классных руководителей, учителей-предметников, сотрудников библиотек, родителей в процессе становления педагогического взаимодействия);
превентивности (раннее выявление "нечитающих" детей, незаинтересованных в совместной деятельности родителей, и активная профилактическая работа с ними);
творчества (организация ЕЧП обеспечивает развитие индивидуальных способностей, возможностей школьников в творческой читательской деятельности, с использованием поисковых, исследовательских методов работы).
Для успешного обучения важно принятие учителями, учащимися, их родителями единой концепции обучения и воспитания.
В основе содержания педагогического процесса должны лежать общечеловеческие ценности.
Учащиеся должны быть включены в различные виды деятельности с учетом их интересов и склонностей.
Организация совместной деятельности педагогов и воспитанников должна осуществляться через различные активные методы, разнообразные формы и средства, отвечающие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся
Важен гуманистический характер межличностных отношений всех участников педагогического процесса.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы мною были описаны сущность и содержание понятия "навыка чтения", педагогические условия его развития, особенности развития этого навыка у учащихся начальной школы.
Статьи по педагогике:
Виды и причины леворукости
И леворукие, и праворукие – не однородные группы. По признаку ведущей руки все человечество можно разделить на 5 групп: – сильно праворукие (во всех действиях ведущая правая рука); – сильно леворукие (во всех действиях ведущая левая рука); – не выраженно леворукие (отдают предпочтение левой руке); ...
Последовательность стадий планирования учебного процесса
Первая стадия– определение общих целей урока. Это необходимо для обеспечения целостности урока и уверенности в том, что на уроке внимание будет фокусироваться на важных, значимых результатах, а не на достижении малозначимых целей. Сразу же после этого общие цели урока подразделяются на частичные, т ...
Виды наказаний и обоснованность их применения
Наказание проявляется в замечании, выговоре, общественном порицании, отстранении от важного дела, моральном исключении из общественной повседневной жизни класса, сердитом взгляде педагога, его осуждении, возмущении, упреке или намеке на него, иронической шутке. Чтобы педагогические наказания были, ...