Педагогические условия развития техники чтения детей в начальной школе

Страница 13

Из таблицы 1 видно, что в классе все дети читают. Большая часть детей использует слоговой способ чтения (21 человек) и 5 человек читают по слогам с переходом на целостное прочтение отдельных слов .О выразительности чтения на данном этапе обучения говорить рано. Так как выразительность связана с осознанностью прочитанного, но у многих детей небольшой словарный запас. Следовательно нет полного понимания прочитанного, а значит отсутствует выразительность чтения.

Норма темпа чтения в первом полугодии первого класса 20-25 слов в минуту. Из приведённой таблицы видно, что есть дети ,читающие ниже нормы - 9 человек. Выше нормы читают 7 человек. Темп чтения остальных учащихся и их большинство укладывается в норму 20-25 слов в минуту(10 человек).

Проверка навыка чтения в контрольном классе в это же время показала, что у детей этого класса также как и у экспериментального класса преобладает слоговой способ чтения. Читают ниже нормы – 8 человек, выше нормы - 6 человек, в норме темп чтения у 11 учащихся.

Учащиеся 1 "А" и 1 "И" класса допускают аналогичные ошибки при чтении. Это правильность постановки ударения в словах, искажения слов, пропуск и перестановка, повторы слогов и слов .Следует учитывать, что проверка техники чтения вызывает у многих детей страх, стресс, нервозное состояние, последствиями которых и могут являться многие из перечисленных ошибок .Ошибки возникают и из-за особенностей чтения младших школьников. Например, из-за малого угла обзора. "Поле чтения (или угол чтения) - это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация ). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны.

Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно од ной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано.

Искажение звукобуквенного состава: пропуски букв, слогов, слов и даже строчек; перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов); вставка произвольных элементов в единицы чтения; - замена одних единиц чтения другими.

Причины подобных ошибок - несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое "чтение по догадке". В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация - способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная догадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Статьи по педагогике:

Типы контроля
Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля: а). Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика). б). Взаим ...

Особенности развития структуры математических способностей учащихся среднего школьного возраста
Рассмотрев некоторые психологические особенности учащихся 5 класса, перейдем к проблеме психологии способностей, то есть выясним степень развития математических способностей учащихся среднего школьного возраста. Прежде всего, необходимо определить само понятие «математические способности». Для этог ...

Проблемы методики обучения природопользованию
Методика обучения природопользования – одна из педагогических наук, которая в настоящий момент времени только начинает развиваться в полной мере. До настоящего времени, изучив историю развития, ей не уделялось значительного внимания, так как сама дисциплина «Природопользование» появилась по историч ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru