Педагогические условия развития техники чтения детей в начальной школе

Страница 14

Наличие повторов. Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, однако, их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент.

Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и даже положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение "повторов" в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения.

Нарушение норм литературного произношения. Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить несколько групп: 1) ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение - самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются; 2) ошибки, связанные с так называемым "орфографическим чтением": единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Учитель должен иметь в виду, что "орфографическое чтение" - обязательный период становления навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от "орфографического чтения".

Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:

1) несовершенство зрительного восприятия;

2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;

З) нехватка дыхания;

4) незнание орфоэпических норм;

5) незнание лексического значения слова;

6) "догадка", вызванная субъективным типом чтения."

К концу первого года обучения учащимся экспериментального класса, при использовании на уроках литературного чтения творческих упражнений, направленных на развитие навыка чтения, удалось достичь следующих результатов.

Как видно из таблицы 2 , увеличилась скорость чтения у учащихся экспериментального класса. Большинство детей стали более осознанно читать текст. Некоторые дети стали читать целыми словами. Уменьшилось количество детей, использующих слоговой способ чтения. Уменьшилось количество ошибок. Появились дети, читающие без ошибок.

В контрольном классе наблюдается незначительное увеличение средней скорости чтения и других показателей навыка чтения. У учащихся контрольного класса преобладает слоговой способ чтения.

Таблица 2 - показатели навыка чтения учащихся экспериментального класса в мае 2009 -2010 учебного года

Ф.И.

Способ чтения

Выразительность чтения

Допущенные ошибки

Осознанность

Темп

Оценка

Ос отм

1. Даяна

слоговое

-

искажение ударение

Не полн.

28 слов

3

Не читала в начале года

2. Жанна

слоговое

-

искажения

+

30 слов

4

Не читала, но знала часть букв.

3. Инкар

Плавное слоговое

-

ударение

+

37 сл

4

Читающий

4. Ира

слоговое

-

Пропуск перестановка

+

30 сл

4

Читающий

5. Мади

плавное слоговое

-

ударение

+

32 сл

4

Читающий

6. Асанали

слоговое

-

пропуск

-

20 сл

3

Не читал не знал букв

7. Настя

Целыми словами

+

Повтор слов

+

51 сл

5

Читающий

8. Дарина.

слоговое

-

Замена пропуск

Не полн.

27 сл

3

Не читала

9. Света

слоговое

-

Повторы слогов ,слов

+

35 сл

5

Читающий

10. Дания

слоговое

_

Ударение пропуск

Не полн.

30 сл

4

Не читающая

11. Индира

слоговое

-

Ударение повтор

+

35 сл

5

читающая

12. Инар

Целыми словами

-

повторы

+

79 сл

5

читающий

13. Ева

слоговое

-

Повтор слов

+

35 сло

5

Не читающий

14. Карина

Слоговое с целостным прочтением отдельных слов

_

_

+

46 сл

5

читающий

15. Юля

Целыми словами

+

_

+

50 сл

5

Читающий

16. Саша

слоговое

_

Замена пропуск

Не полн.

30 сл

4

Не читала

17. Никита

слоговое

-

искажения

Не полн.

30 сл

3

Не знал букв

18. Кирилл

слоговое

_

ударение

+

42 сл

5

Читающий

19. Дияра

слоговое

-

Ударение замена пропуск

_

25 сл

3

Девочка из Сирии

20. Алия

Слоговое с целостным прочтением отдельных слов

-

-

+

45 сл

5

читающий

21. Данияр

слоговое

-

Пропуск перестановка ударение

Не полн.

30 сл

3

Не читающий

22. Адилет

слоговое

-

-искажения ударение

Не полн.

30 сл

3

Не читающий

23. Диля

Слоговое с целостным прочтением отдельных слов

-

пропуск

Не полн.

35 сл

4

Не читала, но знала часть букв

24. Айша

слоговое

-

искажение

Не полн.

30 сл

3

Повторный год обучения

25. Дамир

слоговое

-

пропуск

+

40 сл

5

читающий

26. Игорь

Слоговое с целостным прочтением отдельных слов

-

повтор

+

46 сл

5

читающий

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16

Статьи по педагогике:

Особенности преподавательской деятельности учителя музыки
Роль учителя в ознакомлении детей с музыкальными произведениями трудно переоценить. Учитель выступает посредником между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. По мнению Л. Г. Арчажниковой педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способ ...

Классификация простых задач
Простые задачи можно разделить на группы в соответствии с теми арифметическими действиями, которыми они решаются. Однако в методическом отношении удобнее другая классификация: деление задач на группы в зависимости от тех понятий, которые формируются при их решении. Можно выделить три такие группы. ...

Формирование звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе
Дадим определение онтогенезу. Онтогенез (от греч. on,. род. падеж ontos – сущее, genesis – рождение, происхождение) – процесс развития индивидуального организма. В данном случае под онтогенезом понимается формирование основных структур психики ребенка дошкольного возраста в течение его детства. Язы ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru