Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Страница 1

Педагогические взгляды суфиев. В современных социально-экономических условиях перед образовательными учреждениями стоят задачи возрождения традиционной культуры воспитания и восстановления исторической правды, нравственных традиций, необходимых для приумножения культурного потенциала каждого народа. Начало XXI века знаменуется небывалым подъемом интереса к истории, культуре ушедших эпох, традиционной культуре, отличающейся своеобразием, неповторимостью, ярко выраженной самобытностью. Определенная закономерность наблюдается и в том, что в эпохи кризисные, переломные есть необходимость в ретроспективном взгляде, чтобы понять причины нынешнего состояния традиций, обычаев.

Президент Республики Узбекистан И.А Каримов, провозглашая 2000 год – «Годом здорового поколения», подчеркнул, что «…наша сокровенная мечта – мечта построения великого и свободного государства. Наши стратегия и тактика развития зависят от воспитания здорового поколения… Утверждение в обществе высоких ценностей, формирование национальной идеологии, воспитание молодежи в духе уважения к богатому культурному наследию, историческим традициям являются определяющими факторами во всех реформах, осуществляемых в нашей стране».

Педагогические взгляды суфиев. Суфизм имеет глубокие корни и существует с давних времен. Многочисленные научные исследования суфистов были созданы на многих языках. Во многих исследованиях констатировано, что суфизм имеет свои корни в различных верованиях философии. Суфизм – форма мусульманского аскетизма, пропагандирующая любовь к ближнему, к лишенному. Знаменитый востоковед Е.Э. Бертельс (1890–1957) считает, что «Развитие и широкое распространение он получил в связи с появлением ислама и ряда других причин. Средние века являются периодом его особого роста и распространения».

Суфизм быстро распространяется и число его представителей не поддается точному учету. Знаменитый Абдурахмон Джами (ХV в.) в работе «нафахат ал-унс» говорит о шестистах и более или менее видных представителей суфизма. Среди видных представителей теоретиков суфизма выделяются, например, такие как Рабия (VIII в.), Ибрахим ибн Адхам (VIII в.), Боязид Тайфур ал-Бистами (ХIХ в.), Абу Бакр аш – Шибли (Х в.), Ахмад Яссави (1103–1166), Фаридиддин Аттор (ум. В 1230), основатель ордена Кадирия – Абу Кодир ал-Джилони ал-Гилони (1077–1166), Бахоуддин Накшбанди, основатель ордена Кубровия – Нажмиддин ал-Кубро (1145–1221), ибн ал-Араби (ум. 1260) и др. Суфизм данного периода приобрел большой авторитет среди широких масс, об этом говорят множество фактов. Жизненные эпизоды, своеобразные приключения суфиев служили образцом поведения «самых близких богу святых», а их слова считались законом.

Сердца праведников прозрачны, как хрусталь, тогда как сердца «грешников» покрыты «ржавчиной» и глухи к истине. Пути «размягчения сердец», подготовки их к восприятию божественных знаний и отвращения их от слепого следования мирским страстям и желаниям составляют предмет суфийской гносеологии, психологии и практики. В учении суфиев – «Рух» («дух «) – есть светоносный источник, озаривший светом души людей в предвечности до того как они обрели телесную форму.

Понятие сердца – «Калб» в суфизме тесно связано с зикром (радением): орудием истинного зикра объявляется не только язык (зикр ал-лисан), но и все органы тела человеческого, а в конечном счете, важнейший из них – сердце (зикр ал – калб).

Ал-Газзоли уподоблял калб (сердце) зеркалу, отражающему поступки человека: благочестивые дела «полируют» сердце, приближают его к созерцанию божества и общению с ним, дурные, наоборот, «затуманивают» и отдаляют.

Эклетический суфизм был широко распространен в Центральной Азии. Он здесь был связан с именами ал-Газзали, Ахмада Яссави (11 в), Сулеймана Бакиргани (ХII в.).

Ходжа Ахмад Яссави (1103–1166). Ходжа Ахмад Яссави один из основоположников суфизма. В своем религиозно-философском трактате «Диван-и-Хикмет» («Книга о мудрости») излагает основные нормы этической жизни человека. Только в служении богу и в великом терпении можно обрести вечный покой – вот основное кредо философских рассуждений проповедника суфизма.

Ходжа Ахмад Яссави – признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт. Сохранилось его произведение «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости» – часто сокращенно употребляется под именем «Хикметы»). Биографические данные отрывочны. Известна точно дата смерти – 1166. Отец Ахмада Ибрагим был известным шейхом в Сайраме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Правила оформления сносок и ссылок
Сноски и ссылки на использованную литературу являются обязательными элементами учебно-научной работы. В этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому тексту. Сноска - вспомогательный текст пояснительного или справочного характера (перекрестная ссылка, библиографическая ссылка, примечани ...

Правовое воспитание в условиях ДОУ
В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы связанные с нормативно-правовым регулированием деятельности и взаимоотношений живущих в нем людей. Одной из важнейших сфер де ...

Требования к заданиям для среднего школьного возраста по теме «Моделирование и формализация»
При обучении школьников теме «Моделирование и формализация» нужно помнить, что метод моделирования используется при выполнении заданий, требующих замены объекта моделью, что осуществляется в следующих вариантах: 1. Выполнение заданий, результатом которых является получение учащимися моделей различн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru