Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Страница 4

Нажмиддин ал-Кубро родился в Хиваке (Хорезм), в молодости изучал хадисы и калам и начал свою деятельность как традиционалист. Был учеником персидского шейха Рузбихана ал-Ваззани.

В труде Абдурахмона Джами «Нафохат ул-унс» приводятся факты о том, что Нажмиддин Кубро, будучи в юношеском возрасте, отправляется в Египет в поисках познания и обучается у ученого Рузбехон ал-Мисрий (умер 1188). Рузбехон отнесся к юному дарованию по-отцовски и всячески покровительствует ему в овладении религиозными и светскими знаниями. Когда юноше исполняется 21 год, философ Рузбехон ал-Мисрий выдаёт за него свою дочь. Освоив множества наук, по завету своего тестя Нажмиддин Кубро возвращается на родину – в Хорезм. гбо одесса форум

В Гургандже он обосновывает хонагох (обитель) и братство кубравия. Братство самостоятельно существовало на востоке мусульманского мира, где функционировали его общины и обители. Большое внимание Кубро уделяет вопросам воспитания и образования своих учеников.

Согласно учениям Ал-Кубро, человек есть микрокосмос, содержащий в себе то, что наличествует в макрокосмосе, и, следовательно, он может заключать в себе божественные свойства, за исключением качества «Аллах милостивый и милосердный».

По мнению доктора философских наук, профессора М. Кодирова Нажмиддином Кубро была создана и тщательно разработана система цвето – световой символики, каждый цвет которой означал достижение человеком определенной ступени на пути познания. Видение белого цвета означало ислам, желтого – веру (ийман), темно – синего – божественную милость (ихсан), зеленого – устойчивый покой (итминан), голубого – истинную уверенность (икан), красного – интуитивное знание (ирфан), а черного – страстную любовь к богу и экстатическое смятение (хайран). По убеждению Кубро, непрестанная концентрация души во время прохождения через этапы ощущений ведет к прозрению и знию.

Свои взгляды Ал-Кубро изложил в трактатах: «Фаваих ал-джамал», «Ал-Усул-ал ишора», «Рисолат ал-хаиф ал-хаим мин лаумат ал-лаим».

Нажмиддин Кубро выдвинул теорию о неуловимых духовных ценрах человеческого сознания и духа («латоиф»). Он разработал десять принципов – основ братства кубравия и правила поведения («сифат ал-одоб») последователя (мудира).

Нажмиддин ал-Кубро как истинный патриот, горячо любивший свою родину, погиб во время взятия монголами Гурганджа, который он защищал со своими учениками с оружием в руках. Его могила находится в поселке Куна-Урганч.

Братство кубравия не имела единой организационной системы с иерархией соподчинения местных обителей центральной. В кубравия действовала свободная и самоуправляемая (на уровне обители) структура: местные общины и обители с обычной организацией, правилами и практикой поведения членов, во главе стоял руководитель (халифа). Изначально братство практиковало громкий зикр во время коллективных радений, что противоречило традициям центральноазиатского суфизма. Впоследствии некоторые ветви и группы кубравия отказались от этой практики и отправляли только тихий, или личный, зикр, но в обители кубравия в Соктари (под Бухарой) практиковали оба вида зикра до конца 18 века.

Кубравия породила целый ряд дочерних братств и самостоятельных ответвлений, которые возводили свою генеалогию, главным образом, к ученику основателя браства Маджиддина Багдади (от Багдак – селение в Хорезме, ум. 1219). Это фирдоусия, распространенное в Индии (Дели, Бихар) Наджмиддином Мухаммадом (ум. Ок. 1300) – халифой ученика Сайфиддина Бахарзи; нурия – багдатская ветвь кубравия, основанная Абдурахманом ал-Исфароини (ум. 1317); рукния – братство, ведущее происхождение от создателя учения «вахдат аш – шухуд» Рукниддина Алауддавла ас – Симонии (1261–1336); хамадания – алия – браство, выделившееся из рукния, основанное Сайидом Али б. Шихабиддином ал – Хамадани (1314–1384), bunbifibz – хорасанская ветвь хамадания – алия, основанная Исхаком ал-Хутталани (ум. 1423), два ученика которого основали самостоятельные братства: захабия, основатель Абдаллаха Барзишабади Машхади (ум. в сер. 15 века), и нурбахшия, основатель – Саййид Мухаммад (по прозванию Нурбахши).

Основные принципы кубравия это: 1. Тауба – возвращение к богу по собственному желанию, любовь к богу по своей воле, без его повеления на этот акт, отказ от своего «я». 2. Зухд фи-д – дунё – отказ от всего мирского (движимое и недвижимое имущество), равно как подавление желания его иметь. 3. Таваккул ала-л-иллах – во всем полагаться только на милость и могущество бога, добровольно отказаться от активной деятельности в этом мире. 4. Каноат – умеренность и довольство малым во всем, что поддерживает жизнь, освобождение от низменных влечений (неумеренность в еде, страсть к богатым одеждам, праздность и т.п.). 5. Узлат – находясь в уединении, укреплять душу, прервать общение с людьми: не говорить, не слушать, не смотреть. 6. Мулазамат аз-зикр – мысленное, добровольное, постоянное упоминание имени божьего закроет дорогу к сердцу подлости, зависти, скупости, лицемерию и т.п. 7. Таваджжух ила-л-ллах – обращение к богу всем своим существом, беззаветная любовь к нему, не существует ничего, кроме него. 8. Сабр – следует добровольно сносить муки борьбы с плотскими страстями, через терпение «полируется» сердце и очищается дух человека. 9. Муракаба – созерцание того, что достигнуто (обретен покой), поскольку сердце очищено и свободно от низменных страстей, оно в ожидании раскрытия врат милости Сущего. 10. Рида – суфий освобождается от чувства удовлетворения своей любовью к богу. Ныне для него важен тот факт, что он стал удовлетворять бога, который его возлюбил. Любовь к богу исчезает как личное чувство суфия и превращается в новое качество в виде пожелания (не приказа) самого бога. Таким образом, в учении кубравия прослеживается теория аскетизма, т.е. отречение от низменных благ и очищение духа, путем формирования и укрепления воли человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Психология и педагогика ребенка от рождения до школы
Период от рождения человека до школы (6—7 лет) очень насыщен в плане характеристики, и нет возможности представить его, как, кстати, и другие этапы возрастного развития, в полноценном и всестороннем описании, да еще с позиций, как психологии, так и педагогики: Однако дать общую характеристику психо ...

Методы педагогического исследования
Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений. Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвиже ...

Формы контроля
В соответствии с формами обучения на практике выделяют 5 форм контроля: 1. Индивидуальная 2. Групповая 3. Фронтальная 4. Взаимный контроль 5. Самоконтроль 1. Индивидуальный контроль. При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru