Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Страница 3

Имеется более универсальная, исходящая из суфистских кругов, версия о процессе исламизации Центральной Азии и роли в нем Яссави. Данные об этой версии мы заимствуем из исследования Дэвида Де Визе «Легенда Яссави об исламизации Туркестана».

Привлекая к рассмотрению один ранее неизвестный и неизученный текст, он относит его с яссавийскому циклу изображения истории, называемому им «священной историей». Рассматриваемый текст по предположению Визе был написан в XIV в. яссавийским шейхом Ходжа Исхаком, сыном Исмаила Аты. Последний, утверждается в разбираемом тексте, был посвящен в «Яссави тарика» своим родным отцом Ибрагимом Атой, который в свою очередь был обращен Сюксюк Атой, учеником непосредственного последователя Ахмада Яссави, известного под именем Суфи Мухаммед Данишманд. Генеалогию Исмаил Аты и Ходжи Ахмада Яссави, автор источника возводит к потомку самого Мухаммеда, третьему сыну знаменитого Али-Ханафийя. Его потомок в четвертом поколении Абу аль-Каххар имел двух сыновей – Абу ар-Рахмана и Абу ар-Рахима. Абу ар-Рахман (т.е. первый сын Каххара) имел также двух сыновей: Исхак Бобо – предка Яссави в десятом колене и Абу аль-Джалила – предка Исмаил Аты в тринадцатом колене. Автор источника рассказывает о битвах, совершенных под руководством Абу ар-Рахима (дяди) и Исхака вместе с Далилем (племянниками) во имя распространения и утверждения ислама в районе Узгена и Ферганы (указаны города Ош и Боб), Шаша и Исфиджаба (используется и более позднее наименование – Сайрам). Исхак Баб одержал победу над правителем-христианином Сайрама Байт ад-Даром и захватил город Каргалык, крепость близ Тараза. После Исхак Баб совершил паломничество в Мекку и по возвращении в Сайрам заложил «деревянную мечеть» («Хубан или Кубан, Шубан – Масджид») стоимостью в 3500 таньга. Все это повествование имеет определенную степень достоверности и в смысле изучения процесса исламизации. К тому же здесь содержится «священная история», т.е. указание на исламскую традицию в истории Центральной Азии, а создание и передача таких легендарных «священных» историй есть часть самого процесса исламизации.

Существует, помимо этого, и простая, строго достоверная версия, касающаяся ближайших учителей Яссави. Линия идейного происхождения Яссави восходит к известной в истории центральноазиатского суфизма фигуре Абу аль-Фармази из Туса (умер в 1084 г.). Его учениками были Ахмад ал-Газзали (умер в 1126 г.) и Юсуф ал-Хамадани (1049–1140). Первый – младший брат известного в истории суннитского теолога, законоведа, философа, автора трактата «Воскрешение наук о вере». Полное его имя Абу Якуб Юсуф ал-Хамадани ал-Бузакджирди. Родом Юсуф из курдской деревни в провинции Хамадани. Его рано потянуло к науке, для изучения которой он перебрался в Багдад, где он достиг блестящих и замеченных всеми успехов. Но он вдруг отказывается от классного руководства, которое ему было доверено, и от всяких теоретических спекуляций.

Хамадани возвращается к себе на родину, самостоятельно ведет проповеди в Мерве, Герате, Бухаре. От него ведут свое происхождение две линии – персидская, к Абу ал-Халик ал-Гиждувани и тюркская, к Ахмаду Яссави, ставшему прародителем всех тюркских суфиев. Странники, миссионеры, народные проповедники, именуемые «бобо», распространили учение Яссави в Туркестане, в районе Волги, Хорасане, Азербайджане, Малой Азии. В Иране яссавизм был распространен Хаджи Бекташем. Учеником Яссави был Сулейман Бакиргани Хаким Ота (умер в Хорезме в 1186 г.). Яссави определил русло развития народной струи в новоисламской цивилизации тюрков. Важно было соединить новую религиозную идеологию с массовым сознанием тегрианско-шаманистским, зороастрийским, чему позже историками присвоили квалификацию «тюркского народного мусульманства». Выдающуюся роль в этом процессе сыграло яссавийское движение, которое проповедью справедливости, нравственного очищения и совершенствования человека нашло отклик в душе тюркского народа. Свидетельство тому – многочисленные культы святых, ставшие местами паломничества.

Нажмиддин Ал-Кубро (1145–1221). Нажмиддин Ал-Кубро – был выдающимся теоретиком суфизма, основателем суфийского братства кубравия, одно из 12 материнских братств, придерживавшихся учения «школы трезвости» ал-Багдади. Оно представляло центральноазиатскую школу суфизма, являлось суннитским и возводило цепь духовной преемственности (санад) через Маъруфа ал-Кархи (ум. 816) к Абу Бакру (572 – 634) либо к Али Талибу (ум. 661). Проалидские симпатии, распространенные среди части членов кубравия, привели в 15 веке к образованию двух самостоятельных шиитских братств – захабия и нурбахшия, выделившихся из кубравия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по педагогике:

Формы контроля
В соответствии с формами обучения на практике выделяют 5 форм контроля: 1. Индивидуальная 2. Групповая 3. Фронтальная 4. Взаимный контроль 5. Самоконтроль 1. Индивидуальный контроль. При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. ...

Женское образование в России в конце XIX начале XX вв
На рубеже веков школа продолжала оставаться многотипной. В стране работало 60 типов различных начальных учебных заведений, имевших различные уставы, программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей. К началу 20 века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на с ...

Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся
Термин "интерактивное взаимодействие" широко используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т. ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru