Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Страница 2

В 7 лет он лишился отца и мать отдала его на учение к Аристан-бобо. Становление личности Ахмада связано с г. Яссы (одно из прежних названий г. Туркестана с VI по XV вв., по В. Бартольду), в который он, как отражено в «Хикметах», прибыл в 17 лет. Позже он направился в Бухару, где проходил ученичество у Хамадани. Приобретя сан знатока суфизма, Яссави вернулся в Яссы и продолжил традицию, заложенную Аристан-бобо, о чем свидетельствует, в частности, факт, что самым первым его учеником, последователем стал сын Аристан-бобо – Мансур. К нему стекались толпы поклонников и паломников. Последние годы жизни он провел в подземелье (ныне оно найдено и реставрировано). О мотивации такого образа жизни Яссави говорит следующее: «Достиг я возраста пророка, шестидесяти трех лет, с меня этого достаточно, нет необходимости жить сверх срока отведенного пророку». По некоторым данным он прожил 73 года, по другим данным – до 85 лет. Жусипбек Аймауытов, опираясь на текст «Хикметов», считает, что он прожил 125 лет. В таком очень сомнительном случае дата его рождения 1041 г.

О Яссави говорят как основателе «тюркского» пути суфистского познания в исламе. Признавая значимость его идей о единой сущности всего сущего, о близости и даже тождестве процесса познания бога самосознанием, о необходимости собственного духовного опыта на пути созерцания, общения, соединения с богом, исследователи отмечают адаптацию этих идей к народному миросозерцанию. Но, помимо всего сказанного, Яссави вошел в историю духовной культуры с точки зрения участия в процессе персидско-тюркского языкового взаимовлияния как большой мастер художественного слова, понятного и близкого простому люду. Произведение Яссави – общее духовное достояние всех тюркских народов. До сих пор все тюрки могут читать текст «Хикметов» без перевода, хотя он написан на кипчакском диалекте. В лексике и образах Яссави мы видим реалии кочевой жизни. Насколько прочно духовные искания поэта-мыслителя вошли в тюркское сознание можно судить, в частности, по творчеству народных акынов. Самоопределение человека невозможно без духовного напряжения, без искренней самоотдачи вплоть до готовности пожертвовать жизнью – таков важнейший идейно-нравственный урок, который подсказывается жизнью и творчеством Ахмада Яссави.

Построенный в честь Ахмада Яссави по личному указанию и планам великого полководца и государственного деятеля Амира Тимура, мавзолей (ханака), именуемый «Хазрат султон» – шедевр средневековой архитектуры Туркестана (нынешняя территория Казахстана). Поражают даже сами параметры этого великолепного сооружения. Дворец имеет в длину 65,5 м при ширине 45,5 м и при высоте арочных порталов в 37,5 м. Во дворце-мавзолее свыше тридцати помещений: церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолей и т.д. Купола церемониального зала, мечети и мавзолея украшены глазурованными бирюзовыми кирпичами, а фасады расписаны куфическими надписями из синих, голубых и белых глазурованных кирпичей, соцветия которых ассоциируются с фоном природы и спецификой климата солнечной страны. Отделка интерьеров вызывает восторженные отзывы известных авторитетов архитектуры. Облицовка дворца-мавзолея выполнена полихромными глазурованными плитками.

Город Туркестан в течение XV–XVIII вв. был политическим и культурным центром страны, дворец использовался как ханская резиденция, мавзолей как национальный пантеон, где наряду с многочисленными ханами похоронен великий Казыбек.

Существуют различные версии относительно духовного становления Ахмада как личности и его генеалогии. Одна из них – сугубо местная, согласно которой пророк Мухаммед перед кончиной, собрав народ, обратился с вопросом: кто возьмет на себя символ моей миссии (омонот) и продолжит мои дела? Вызвался 300-летний (!) Аристан-бобо, его же именуют Салмени Фарсом, которому и вручается «омонот». 500 лет спустя где-то в степи встречается Аристан-бобо 11-летний мальчик и безо всяких предисловий требует: «Аксакал, будьте добры, отдать мне мой «омонот». Этим мальчиком был Ахмад. Легенда составлена в обычной для суфизма манере, когда тот или иной прославившийся своей известностью суфий связывался непрерывной «цепью» с самим пророком Мухаммадом, чье слово и учение признается переданным им через конкретных посредников. Такая связь обозначалась арабским термином «силсила». У Ходжа Ахмада «силсила» начинается с Абу Бакра, первого праведного халифа (и жившего после него Салман Фариса (пишется иногда «Парсы» или «аль-Фараси»), около могилы которого в иракском городе Мадаина имеется мавзолей и мечеть. Салман Фариси слывет одним из основоположников суфизма, заложившим его краеугольные камни. Между ним и Ахмадом «силсила» включает восемь посредников (поколений). Местная легенда спутала Аристан-бобо, жившего в XI–XII вв., с Салманом, жившим в седьмом веке, откуда и появилась цифра в 500 лет. Аристан – бобо уже в XII в. был построен мавзолей, который завершенный вид с достройками приобрел в XIV в. С последним обстоятельством (достройкой мавзолея в XIV в.) связана еще одна местная легенда. Когда стали возводить стены мавзолея в честь Ахмада Яссави, разразилась буря и буйволы снесли стены. После вторичного возведения стен история повторилась, что повергло Амира Тимура в раздумье. Во сне ему является старец, который дает совет возвести сначала мазар над могилой Аристан-бобо как наставника Ахмада. С выполнением наказа задуманное строительство пошло своим чередом без происшествий. О значимости (мавзолея) Аристан-бобо свидетельствует обычай, согласно которому паломники должны были непременно провести ночь в Отраре, возле Аристан-бобо, где имелись караван-сарай, чайхана, постоялые дворы, сад. В дни религиозных праздников на огороженной высоким дувалом территории Аристан-бобо происходили большие религиозные бдения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста
Старший подростковый возраст исследуется и характеризуется в специальной литературе, во-первых, как граница детства, во-вторых, как граница взросления с радикальными переменами социальных ролей. Период старшего подросткового возраста можно определить как период взросления. Как отмечает М. Кле, разв ...

Лингвистические особенности художественных текстов
Из всего жанрового разнообразия текстов, которые могут быть предназначены для обучения чтению на среднем этапе, мы в данной работе выделяем французские художественные тексты, поскольку именно в них содержится и наиболее полно отражается информация о различных сферах жизни в стране изучаемого языка, ...

Педагогическая антропология как методология педагогики
ХХ век предъявил новые требования к человеку, к его личностным качествам, и необходимо было получить более полное знание о ребенке и способах подготовки его к жизни, чтобы подготовить здорового, интеллектуально развитого человека, способного справиться с огромными психическими и физическими нагрузк ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru