Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Страница 2

В 7 лет он лишился отца и мать отдала его на учение к Аристан-бобо. Становление личности Ахмада связано с г. Яссы (одно из прежних названий г. Туркестана с VI по XV вв., по В. Бартольду), в который он, как отражено в «Хикметах», прибыл в 17 лет. Позже он направился в Бухару, где проходил ученичество у Хамадани. Приобретя сан знатока суфизма, Яссави вернулся в Яссы и продолжил традицию, заложенную Аристан-бобо, о чем свидетельствует, в частности, факт, что самым первым его учеником, последователем стал сын Аристан-бобо – Мансур. К нему стекались толпы поклонников и паломников. Последние годы жизни он провел в подземелье (ныне оно найдено и реставрировано). О мотивации такого образа жизни Яссави говорит следующее: «Достиг я возраста пророка, шестидесяти трех лет, с меня этого достаточно, нет необходимости жить сверх срока отведенного пророку». По некоторым данным он прожил 73 года, по другим данным – до 85 лет. Жусипбек Аймауытов, опираясь на текст «Хикметов», считает, что он прожил 125 лет. В таком очень сомнительном случае дата его рождения 1041 г.

О Яссави говорят как основателе «тюркского» пути суфистского познания в исламе. Признавая значимость его идей о единой сущности всего сущего, о близости и даже тождестве процесса познания бога самосознанием, о необходимости собственного духовного опыта на пути созерцания, общения, соединения с богом, исследователи отмечают адаптацию этих идей к народному миросозерцанию. Но, помимо всего сказанного, Яссави вошел в историю духовной культуры с точки зрения участия в процессе персидско-тюркского языкового взаимовлияния как большой мастер художественного слова, понятного и близкого простому люду. Произведение Яссави – общее духовное достояние всех тюркских народов. До сих пор все тюрки могут читать текст «Хикметов» без перевода, хотя он написан на кипчакском диалекте. В лексике и образах Яссави мы видим реалии кочевой жизни. Насколько прочно духовные искания поэта-мыслителя вошли в тюркское сознание можно судить, в частности, по творчеству народных акынов. Самоопределение человека невозможно без духовного напряжения, без искренней самоотдачи вплоть до готовности пожертвовать жизнью – таков важнейший идейно-нравственный урок, который подсказывается жизнью и творчеством Ахмада Яссави.

Построенный в честь Ахмада Яссави по личному указанию и планам великого полководца и государственного деятеля Амира Тимура, мавзолей (ханака), именуемый «Хазрат султон» – шедевр средневековой архитектуры Туркестана (нынешняя территория Казахстана). Поражают даже сами параметры этого великолепного сооружения. Дворец имеет в длину 65,5 м при ширине 45,5 м и при высоте арочных порталов в 37,5 м. Во дворце-мавзолее свыше тридцати помещений: церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолей и т.д. Купола церемониального зала, мечети и мавзолея украшены глазурованными бирюзовыми кирпичами, а фасады расписаны куфическими надписями из синих, голубых и белых глазурованных кирпичей, соцветия которых ассоциируются с фоном природы и спецификой климата солнечной страны. Отделка интерьеров вызывает восторженные отзывы известных авторитетов архитектуры. Облицовка дворца-мавзолея выполнена полихромными глазурованными плитками.

Город Туркестан в течение XV–XVIII вв. был политическим и культурным центром страны, дворец использовался как ханская резиденция, мавзолей как национальный пантеон, где наряду с многочисленными ханами похоронен великий Казыбек.

Существуют различные версии относительно духовного становления Ахмада как личности и его генеалогии. Одна из них – сугубо местная, согласно которой пророк Мухаммед перед кончиной, собрав народ, обратился с вопросом: кто возьмет на себя символ моей миссии (омонот) и продолжит мои дела? Вызвался 300-летний (!) Аристан-бобо, его же именуют Салмени Фарсом, которому и вручается «омонот». 500 лет спустя где-то в степи встречается Аристан-бобо 11-летний мальчик и безо всяких предисловий требует: «Аксакал, будьте добры, отдать мне мой «омонот». Этим мальчиком был Ахмад. Легенда составлена в обычной для суфизма манере, когда тот или иной прославившийся своей известностью суфий связывался непрерывной «цепью» с самим пророком Мухаммадом, чье слово и учение признается переданным им через конкретных посредников. Такая связь обозначалась арабским термином «силсила». У Ходжа Ахмада «силсила» начинается с Абу Бакра, первого праведного халифа (и жившего после него Салман Фариса (пишется иногда «Парсы» или «аль-Фараси»), около могилы которого в иракском городе Мадаина имеется мавзолей и мечеть. Салман Фариси слывет одним из основоположников суфизма, заложившим его краеугольные камни. Между ним и Ахмадом «силсила» включает восемь посредников (поколений). Местная легенда спутала Аристан-бобо, жившего в XI–XII вв., с Салманом, жившим в седьмом веке, откуда и появилась цифра в 500 лет. Аристан – бобо уже в XII в. был построен мавзолей, который завершенный вид с достройками приобрел в XIV в. С последним обстоятельством (достройкой мавзолея в XIV в.) связана еще одна местная легенда. Когда стали возводить стены мавзолея в честь Ахмада Яссави, разразилась буря и буйволы снесли стены. После вторичного возведения стен история повторилась, что повергло Амира Тимура в раздумье. Во сне ему является старец, который дает совет возвести сначала мазар над могилой Аристан-бобо как наставника Ахмада. С выполнением наказа задуманное строительство пошло своим чередом без происшествий. О значимости (мавзолея) Аристан-бобо свидетельствует обычай, согласно которому паломники должны были непременно провести ночь в Отраре, возле Аристан-бобо, где имелись караван-сарай, чайхана, постоялые дворы, сад. В дни религиозных праздников на огороженной высоким дувалом территории Аристан-бобо происходили большие религиозные бдения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Оценка уровня обучаемости младших школьников
Задачи исследования Г.П. и И.П. Антоновой были поставлены следующие: 1. Определить уровень сформированности некоторых компонентов обучаемости у учащихся I- III классов. 2. Изучить индивидуальные особенности и динамику внушаемости у младших школьников. 3. Выявить характер соотношения особенностей об ...

Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения
Педагогические взгляды суфиев. В современных социально-экономических условиях перед образовательными учреждениями стоят задачи возрождения традиционной культуры воспитания и восстановления исторической правды, нравственных традиций, необходимых для приумножения культурного потенциала каждого народа ...

Содержание экологических знаний в курсе химии средней школы
Роль школьного курса химии в экологическом образовании обуславливается тем, что данная наука связана с познанием законов природы, химической формы движения материи и ее значимость в материальной жизни общества. Перед учителем химии, ведущим природоохранную работу, стоят следующие задачи: раскрытие ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru