Гуманистические воззрения Орифа Деггарони. В работе Наршахи приводятся слова Ходжа Бахоуддина относительно Хазрата Мавляно Орифа: «В течение тридцати лет я был близок с Мавляно Орифом. Подобного его личности я больше не встречал. Два раза мне с ним приходилось посещать священную Мекку. И на этой земле я не встречал столь почитаемую особу. А если судьба свела бы меня в том священном краю с такой славной личностью, то я бы не возвратился». То, что среди множества стран и народов для Бахоуддина Накшбанди не нашлось личности, сходной с Мавляно Орифом, а также подобно ему могущего вести с ним диалог, свидетельствует о его несравненности. Из источников известно, что Бахоуддин Накшбанд почти половину своей жизни провел рядом с Мавляно Орифом. Их связывала духовная близость, единство мыслей и мировоззрения, совпадение взглядов в богословии, мудрость в понимании жизни, а также сходство характеров.
Согласно воззрениям Орифа Деггарони, цель нравственного воспитания: формирование личности, которое бы стало любить и уважать людей искренне, доброжелательно относиться к окружающему миру, обладающей чувством собственного достоинства. Возможные меры наказания: предупреждение, замечание, низкая оценка по поведению. Деггарони с позиции нравственного воспитания рассматривал проблему поощрения, стимулирования активности в обучении.
Моральное поощрение – лучший способ нравственного воспитания, считал мавляно Ориф. Особенно выделял два фактора воспитательного воздействия на ребенка – семья и личность учителя.
Большое значение, Ходжа Ориф придавал режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности. Труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека. В решении вопросов, касающихся религиозных учений (в частности мистицизма), Мавляно Ориф и Бахоуддин Накшбанди совместно вели как теоретические, так и практические исследования. Гулям Сарвар Лохури в своем сочинении «Хазинат ул-асфиё» пишет: «Ходжа Ориф являлся главным преемником и великим учеником Ходжа Амира Кулала. Ходжа Бахоуддин после кончины Ходжа Амира Кулала в течение семи лет проживал вместе с Мавляно Орифом, с почтением придерживался его обычаев. Даже если Шайх Ориф совершал омовение на берегу реки, то Ходжа Бахоуддин совершал омовение этой же водой и точно на том месте. Если он ступал рядом с Ходжа Орифом, то обычно ни на шаг не ступал прежде Хазрата. Ходжа Бахоуддин совместно с Мавляно путешествовал в священную Мекку». Из этих строк явствует, что Мавляно Ориф Деггароний являлся самым почитаемой личностью, каким был Бахоуддин Накшбанд. Это подтверждается их совместным путешествием в Мекку.
Семилетняя дружба двух выдающихся личностей нашла свое отражение и в сочинении Фахрутдина Али Сафий. В завещании Хазрата Амира Кулала есть строки: «Пусть ваша святость будет служить на благо человеческого рода и пусть выше будет полет вашего великодушия».
Али Сафий приводит священные слова Бахоуддина Накшбанди, исполнявшего завет учителя. Вот как пишет Али Сафий: «Святой Ходжа говорит, что заветы Амира мы хорошо уяснили, осознав, что, если мы будем идти по указанному им пути, то будем далеки от несчастий и здоровье наше улучшется. Слушая советы Амира Кулала, Хазрат Бахоуддин семь лет был в близких отношениях с Мавляно Орифом».
Фахриддин Али Сафий, выдающийся историк и имеющий глубокие познания во многих науках, в своих трудах очень точно отразил глубоко скрытые таинства, связанные с учением мистицизма.
Бахоуддин Накшбанди изучал тонкие таинства мистики совместно с Мавляно Орифом. Эти поиски и наблюдения показывают, что два великих ученых – богослова были вместе и тогда, когда они изучали астрологию и тогда, когда исследовали межчеловеческие отношения, словом, когда раскрывали тайны всех отраслей науки. Вместе с тем почти все мучительные поиски, трудности и скитания, которые Мавляно Ориф повсюду переносил с Бахоуддином Накшбанди, нашли письменное отражение. Значит, не оставалось места для подозрения для них, которые испытывали друг друга, и их мудрые сердца были связанны. Это изложение отражено в произведении Мухаммада Бакира. Он, приводя слова Бахоуддина Накшбанди, пишет: «Говорят: когда я занимался тайным радением, создалось впечатление, что я раскрыл свой секрет. Я нуждался в разгадке этого «секрета». Вместе с Мавляно Орифом тридцать лет были в поисках и исканиях. Дважды совершили священный Хадж. Побывали во всех уголках. Пусть всякий, находящийся в коленноприклоненном бдении, странствует по небесам, и мыслями находится там, но богоугодными делами занимается здесь».
Статьи по педагогике:
Воспитательное Общество благородных девиц
Иван Иванович Бецкой Смольный монастырь — любимое детище императрицы Елизаветы I, Смольный институт — императрицы Екатерины II. Организация института была началом планомерного воспитания русской женщины. Главным принципом первого института было воспитание в красоте и радости. По инициативе Ивана Ив ...
История использования музыкальных средств в обучении
и воспитании детей с нарушениями слуха
При определении содержания обучения и воспитания детей с нарушениями слуха традиционно учитываются приоритетные направления формирования личности слышащих детей. Одно из таких направлений - музыкальное воспитание. Понимая значение музыки в развитии слышащего ребенка, сурдопедагоги стремились исполь ...
Характеристика понятия «личность». Структура личности
Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Развитие личности понимается, как процесс количественных и качественных изменений под влиянием вешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств. Изменение личности от возраст ...