Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Страница 9

Альбом включает в себя 594 письма – автографа шестнадцати авторов, живших в Самарканде и Герате, которые вели обширную переписку с гератским двором Темуридов. Письма написаны между 1469–1492 годами, хранились в государственном архиве в Герате и были собраны в единый альбом по инициативе Алишера Навои, которому и было адресовано большинство из них.

Больше половины писем принадлежат поэту-мыслителю Абдурахману Джами, их всего 337, 128 писем – Ходжа Убайдуллаху Ахрару, а остальные – его мюридам и другим образованным личностям Мавераннахра и Хорасана XV в. Что особенно важно – все эти авторы принадлежали к ордену Накшбандия. Имен адресатов в письмах нет, за исключениям нескольких. Так, в семи письмах названо имя Амира Алишера. По аналогии с ними, и судя по приводимым титулам и форме обращения к адресатам, можно прийти к выводу, что большинство писем адресовано Алишеру Навои, занимавшему важные государственные должности Хорасана в 1469–1487 гг. Несколько писем адресовано султану Хусейну Байкара, правившему Темуридским государством в Хорасане (1469–1506 гг.), и должностным лицам, ведавшим делами вакфов.

Некоторые письма Ходжа Ахрар отправлял Абдурахману Джами, как своему единомышленнику, чтобы добиться его поддержки в осуществлении своих дел, связанных с двором Темуридов в Герате. В таких случаях Джами писал письмо ко двору, приложив к нему просьбу Ходжа Ахрара. Об этом свидетельствует наличие двух писем в альбоме – Ходжа Ахрара и Джами – по одному и тому же вопросу.

Письма Ходжа Ахрара касаются главным образом политических взаимоотношений Мавераннахра и Хорасана второй половины XV в. – это территориальное распри и междоусобици Темуридов Султана Махмуда (1459–1494 гг., правил в Хирасе), Султана Ахмада (1468–1493 гг., правил в Самарканде) с одной стороны и Султана Хусейна Байкара (1469–1506 гг.), правившего Хорасаном, – с другой.

Ряд писем Ходжа Ахрара посвящен вопросам религии и суфизму – это наставления шейха по укреплению шариата, призыв к правителям воздержаться от применения силы в междоусобных конфликтов без санкции духовных авторитетов и т.п.

В альбоме имеются и письма Ходжа Ахрара, касающиеся его хозяйственной деятельности (покупка земель в Хорасане, торговля и др.). Имеются также письма-ходатайства Ходжа Ахрара за других лиц, они по своему содержанию примыкают к указанным выше трем группам (например, освобождение из-под ареста и отправление в Мавареннахр лиц, задержанных в Герате по политическим мотивам, освобождение от непредусмотренных шариатом налогов, оказание поддержки людям духовного сана, едущим из Самарканда в Герат, защита имущественных, торговых и других интересов приверженцев Ходжа Ахрара, приезжающих в Хорасан или живущих там, и т.п.).

Письма Ходжа Ахрара не оставались без ответа, ему писали и Алишер Навои, и Султан Хусейн Байкара. До нас дошло письмо Султана Хусейна к Ходжа Ахрару в ответ на его просьбу разрешить двум высокопоставленным лицам – эмирам, проживавшим в Герате по политическим мотивам, уехать в Самарканд. Султан Хусейн заверяет Ходжа Ахрара в своей полной готовности выполнить все его просьбы, в частности и эту, хотя как он пишет, по нынешним обстоятельствам это нецелесообразно.

В альбоме кроме писем Ходжа Ахрара, представлены письма еще девяти человек – это его сыновья, затья и близкие приверженцы, которые вели оживленную переписку с гератским двором Темуридов. Мир Абдалаввал Нишанпури, мюрид и зять Ходжа Ахрара, автор известного автографического труда «Масмуъат», посвященного Ходжа Ахрару; Ходжа Али – другой мюрид и зять Ходжа Ахрара; Маулана Касим – ближайший мюрид Ходжа Ахрара, называемый современниками тень Ишана и др.

В письмах этих лиц, часто со ссылкой на Ходжа Ахрара, затрагиваются те же вопросы, относящиеся к политической, экономической и духовной жизни общества, как это мы видим в письмах самого Ходжа Ахрара. Кроме того, в них изложены личные просьбы авторов, касающиеся их собственных материальных вопросов, а также других людей, принадлежавших к духовному сословию. Например, в письмах Ходжа Али мы видим, как он, обращаясь к султану Хусейну Байкара, просит его осуществить всеобщее прощение, т.е. он просит отпустить захваченных им в плен людей султана Махмуда, он поднимает вопрос о необходимости милостивого отношения к людям и сообщает об одобрении Ходжа Ахраром ведущихся переговоров, в которых в качестве посредников выступают сейиды, действующие по указанию Ходжа Ахрара.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по педагогике:

Мотивационная сфера личности учителя
Слово «мотив», «мотивация» от латинского мовео — приводить в движение. Так называют различные психические переживания, стимулирующие и направляющие человека к деятельности или задерживающие ее. Мотивационная сфера личности включает в себя психические критерии: потребности, мотивы, интересы, убежден ...

Работа логопеда по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр
В своей практической деятельности для развития речевой деятельности детей дошкольного возраста с ОНР III уровня логопед использует различные игровые приемы. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает н ...

Процесс обучения учащихся в учреждениях начального профессионального образования
Об обучении написано и сказано много: оно и «протекает», и «осуществляется», и «реализуется», оно и «передача» человеку определенных знаний, умений, навыков; оно и «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся», в ходе которого решаются задачи образования учеников, «целенаправленный пед ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru