Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Страница 9

Альбом включает в себя 594 письма – автографа шестнадцати авторов, живших в Самарканде и Герате, которые вели обширную переписку с гератским двором Темуридов. Письма написаны между 1469–1492 годами, хранились в государственном архиве в Герате и были собраны в единый альбом по инициативе Алишера Навои, которому и было адресовано большинство из них.

Больше половины писем принадлежат поэту-мыслителю Абдурахману Джами, их всего 337, 128 писем – Ходжа Убайдуллаху Ахрару, а остальные – его мюридам и другим образованным личностям Мавераннахра и Хорасана XV в. Что особенно важно – все эти авторы принадлежали к ордену Накшбандия. Имен адресатов в письмах нет, за исключениям нескольких. Так, в семи письмах названо имя Амира Алишера. По аналогии с ними, и судя по приводимым титулам и форме обращения к адресатам, можно прийти к выводу, что большинство писем адресовано Алишеру Навои, занимавшему важные государственные должности Хорасана в 1469–1487 гг. Несколько писем адресовано султану Хусейну Байкара, правившему Темуридским государством в Хорасане (1469–1506 гг.), и должностным лицам, ведавшим делами вакфов.

Некоторые письма Ходжа Ахрар отправлял Абдурахману Джами, как своему единомышленнику, чтобы добиться его поддержки в осуществлении своих дел, связанных с двором Темуридов в Герате. В таких случаях Джами писал письмо ко двору, приложив к нему просьбу Ходжа Ахрара. Об этом свидетельствует наличие двух писем в альбоме – Ходжа Ахрара и Джами – по одному и тому же вопросу.

Письма Ходжа Ахрара касаются главным образом политических взаимоотношений Мавераннахра и Хорасана второй половины XV в. – это территориальное распри и междоусобици Темуридов Султана Махмуда (1459–1494 гг., правил в Хирасе), Султана Ахмада (1468–1493 гг., правил в Самарканде) с одной стороны и Султана Хусейна Байкара (1469–1506 гг.), правившего Хорасаном, – с другой.

Ряд писем Ходжа Ахрара посвящен вопросам религии и суфизму – это наставления шейха по укреплению шариата, призыв к правителям воздержаться от применения силы в междоусобных конфликтов без санкции духовных авторитетов и т.п.

В альбоме имеются и письма Ходжа Ахрара, касающиеся его хозяйственной деятельности (покупка земель в Хорасане, торговля и др.). Имеются также письма-ходатайства Ходжа Ахрара за других лиц, они по своему содержанию примыкают к указанным выше трем группам (например, освобождение из-под ареста и отправление в Мавареннахр лиц, задержанных в Герате по политическим мотивам, освобождение от непредусмотренных шариатом налогов, оказание поддержки людям духовного сана, едущим из Самарканда в Герат, защита имущественных, торговых и других интересов приверженцев Ходжа Ахрара, приезжающих в Хорасан или живущих там, и т.п.).

Письма Ходжа Ахрара не оставались без ответа, ему писали и Алишер Навои, и Султан Хусейн Байкара. До нас дошло письмо Султана Хусейна к Ходжа Ахрару в ответ на его просьбу разрешить двум высокопоставленным лицам – эмирам, проживавшим в Герате по политическим мотивам, уехать в Самарканд. Султан Хусейн заверяет Ходжа Ахрара в своей полной готовности выполнить все его просьбы, в частности и эту, хотя как он пишет, по нынешним обстоятельствам это нецелесообразно.

В альбоме кроме писем Ходжа Ахрара, представлены письма еще девяти человек – это его сыновья, затья и близкие приверженцы, которые вели оживленную переписку с гератским двором Темуридов. Мир Абдалаввал Нишанпури, мюрид и зять Ходжа Ахрара, автор известного автографического труда «Масмуъат», посвященного Ходжа Ахрару; Ходжа Али – другой мюрид и зять Ходжа Ахрара; Маулана Касим – ближайший мюрид Ходжа Ахрара, называемый современниками тень Ишана и др.

В письмах этих лиц, часто со ссылкой на Ходжа Ахрара, затрагиваются те же вопросы, относящиеся к политической, экономической и духовной жизни общества, как это мы видим в письмах самого Ходжа Ахрара. Кроме того, в них изложены личные просьбы авторов, касающиеся их собственных материальных вопросов, а также других людей, принадлежавших к духовному сословию. Например, в письмах Ходжа Али мы видим, как он, обращаясь к султану Хусейну Байкара, просит его осуществить всеобщее прощение, т.е. он просит отпустить захваченных им в плен людей султана Махмуда, он поднимает вопрос о необходимости милостивого отношения к людям и сообщает об одобрении Ходжа Ахраром ведущихся переговоров, в которых в качестве посредников выступают сейиды, действующие по указанию Ходжа Ахрара.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по педагогике:

Исследование уровня физической подготовленности школьников 10-11 лет
В настоящее время проведены глубокие исследования различных сторон подготовленности высококвалифицированных спортсменов. Однако при проведении занятий с детьми 10-11 лет (4 класс) нельзя опираться только на литературные данные, необходимо проводить индивидуальную оценку уровня двигательной подготов ...

«Специфика контроля на уроках Мировой художественной культуры»
При рассмотрении данного вопроса, я постараюсь дать оценку целесообразности использования определённых форм контрольных мероприятий на уроках Мировой художественной культуры и определить, какая именно деятельность скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний, умений и навыков учащихся ...

История освоения и исследования Северного морского пути
Есть данные о том, что человек появился на Севере еще в глубине каменного века. Именно тогда было положено начало арктическому мореплаванию и, следовательно, арктической морской культуре. Впрочем, признаться, это «мореплавание» было ограничено пределами береговой полосы. Кожаная или деревянная лодк ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru