Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Страница 8

Эти строки имеют образное звучание, так как в изучении строения и тайн Вселенной первостепенны законы астрономии, расположение звезд, их движения и изменения. Бахоуддин Накшбанди и Мавляно Ориф совместно изучали теоретические и практические процессы в течение тридцати лет в области астрономии. Из приведенных данных также явствует, что мудрецы достигли степени «валиат» а прорицательства, то есть звание «вали» показывает, что они постигли высшие тайны познания. Теперь мы понимаем истинный смысл слов, неоднократно высказанных Хазратом Амиром Кулалом: «Это два преемника, один Ходжа Бахоуддин Накшбанди, другой Мавляно Ориф Деггароний, среди моих последователей нет равных этим двум личностям».

Гулям Сарвар Лохурий в произведении «Хазинат» описал один случай из жизни Орифа Деггароний. «Говорят, что в одном священном месте произошло наводнение и появилась угроза для населения. Люди пришли и сказали об этом Ходжа Орифу. Мудрец подошел к берегу реки и сказал: «Эй, речная вода, если можешь, покинь наши места. Если нет, то какая польза разрушать жилище этих бедняков?» Тут же вода вернулась в прежнее русло».

У ходжа Орифа было два преемника. Один из них Мавляно Ашраф Бухорий, другой Амир Ихтияр Деггароний. После кончины Ходжа Орифа два его ученика достигли высоких постов на религиозном поприще. Смерть этого почитаемого господина произошла в 804 году хиджры, 1401 г. нашей эры, а дата его появления на свет неизвестна. Кладбище расположено в округе Хазара в селении Деггарон, которое находится в девяти фарсахах от Бухары.

Мавляно Ориф Деггароний обладал великой чудотворной силой. Вместе с тем он вел простых людей по верному и истинному пути. Его преемники Ашраф Бухарий и Ихтиёр Деггароний продолжили его богоугодные дела, просветительскую идею, научные прогнозы. Положения ордена Накшбандия, характеризующиеся своей жизненностью, стали притягательной силой для всех слоёв общества. Число его приверженцев быстро росло не только в Мавераннахре и Хорасане, но и за их пределами. Особенно широкое распространение в Центральной Азии орден Накшбандия получил во второй половине ХV в. В это время его возглавил Ходжа Убайдуллох Ахрор.

Убайдулла ибн Махмуд Ходжа Ахрор – глава суфийского ордена накшбандия в Мавераннахре в ХV в. известный шейх – владел огромными земельными угодьями, движимым и недвижимым имуществом, занимался торговлей. Он родился в Рамадан (март-апрель) 1404 г. в селении Багистан Ташкентского вилоята. Его предками были потомственные шейхи, бывшие одновременно землевладельцами и купцами; Умер Ходжа Ахрор 21 февраля 1490 г. в Самарканде.

Мирза Мухаммад Хайдар в своих мемуарах «Тарихи Рашиди» (ХVI в.) пишет о том, что Ходжа Ахрор пользовался большим авторитетом во всех слоях общества Мавераннахра и Хорасана, благодаря чему он активно влиял на социально-политическую жизнь этих регионов.

Поэт и мыслитель ХV в. Абдурахман Джами, принадлежавший к ордену Накшбандия и развивавший в своих произведениях теоретические положения этого тариката, писал, что Ходжа Ахрор, предаваясь постоянно «совершению тайны единения», в тоже время занимался мирскими делами, как это следовало из учения Бахоуддина накшбанда. Например, в произведении «Силсилат уз-захаб» Джами пишет, что Ходжа Ахрор заставлял правителей освобождать народ от пошлинных сборов (тамга и йаргу), введенных Чингизидами в ХIII в., а также выступал против налогов, предусмотренных шариатом. В поэме «Тухфат ал-Ахрор» Джами восхваляет заслуги Ходжа Ахрора в установлении в стране справедливости и уничтожении притеснений, оставшихся со времен Чингизхана. А в повести «Юсуф и Зулейха» Джами пишет о том, как Ходжа Ахрор заботился о развитии земледелия и считал его гарантией для достижения благ в потустороннем мире.

Об активной общественной и политической деятельности приверженцев учения Накшбандия, особенно его руководителей, сообщается во многих жизнеописаниях шейхов этого ордена. К ним относятся «Нафахат ал-унс» Абдурахмана Джами, «Силсилат ал-арифин» Мухаммада Кази, «Масмуъат» Мир Абдалаввала Нишапури, «Рашазат айн ал-хайат» Фахриддина ас-Сафи, «Макамат-и Ходжа Накшбанд» Мухаммада Порсо и другие. Вместе с тем достоверным источником, показывающим активную роль руководителей ордена Накшбандия в жизне общества, следует считать также их письма – автографы. Они сохранились в уникальной рукописи Института Востоковедения им. Абу Райхона Беруни АН РУз под названием «Маджмуа-и мурасалат», или по имени составителя – «Альбом Навои».

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по педагогике:

Опытно-педагогическая работа по профилактике отклоняющегося поведения подростков в ПДН ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Миллеровскому району
База практики: Отделение по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Миллеровскому району. Фактический адрес учреждения: Российская Федерация, 346130, Ростовская область, Миллеровский рай ...

Процесс обучения учащихся в учреждениях начального профессионального образования
Об обучении написано и сказано много: оно и «протекает», и «осуществляется», и «реализуется», оно и «передача» человеку определенных знаний, умений, навыков; оно и «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся», в ходе которого решаются задачи образования учеников, «целенаправленный пед ...

Образование женщин в XIX веке
После устройства екатерининской школы общественное образование стало силой, которую государственная власть могла употребить на служение своим целям. Соответственно тому, как менялись эти цели, менялись и способы их достижения. История школы и просвещения XIX века яркий тому пример. Четыре раза в те ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru