Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Страница 6

Педагогические взгляды Бахоуддина Накшбанда (1318–1389). Много чудес и легенд связано с его именем. О нем говорится в книге «Тарих-и-Баховуддин» и других работах. Но существует немного биографической и документальной информации о нем. Баховуддин Накшбандий был рожден приблизительно 700 лет назад (в 1318 г.) в деревне Каср-и-Хиндувон около Бухары (и он умер там, в 1389 в возрасте 71 года). Его отец был ткачом и гравировщиком по металлу. Как и его отец Баховуддин Накшбандий также стал ткачом, и его шелковая материя с золотыми и серебряными нитями была очень популярна. Бахоуддин Накшбанд, как полагают, являлся защитником ремесленников и их изделий кустарного промысла, особенно если они имели какое-то отношение к декоративным образцам искусства. В Узбекистане их разнообразие можно наблюдать всюду: на материалах, одежде, стенах зданий (гравировка на гипсе и деревянных дверях). Самаркандские и Бухарские изделия, сделаны на медной поверхности, драгоценностях; вышивка Бухары пользуется мировой известностью.

Бахоуддин Накшбанд является известным представителем Центрально-азиатского суфизма (тасаввуф). Он был под религиозным влиянием суфистов с детства. Суфисты посвящают всю свою жизнь служению Аллаху. Такой была жизнь Бахоуддина Накшбанда. Его мудрое изречение: «Дил ба ёру, даст ба кор» (Дословно: Душа должна сочетаться в гармонии с идеями Всевышнего, а руки должны быть – в работе») и поныне не потеряли своего философского значения.

По мнению доктора филологических наук, профессора О. Усмонова Баховиддин Накшбанди известен под именами Бахоад-дин Мухаммад, Бурхан ад-дин Мухаммад аль-Бухари, Ходжаи Бузург и Шахи Накшбанд (1318–1389) – суфийский учитель, считается основателем самого значительного суфийского ордена Накшбандия (фактически он является пятым шейхом ордена).

Отец Бахоуддина Накшбанди был пылким мусульманином являющийся примером для своего сына. Дедушка, имея близкие отношения с суфиями, глубоко влиял на духовный рост своего внука. Согласно преданиям, Бахоуддин Накшбанд был вынужден жениться в возрасте 17 лет. Но после рождения его первого ребенка, он не считал свою жену женою, и не разводясь, он жил с ней, как с сестрою. Это решение было принято под влиянием идей суфизма, что в браке нет необходимости для посвящения себя всевышнему. Он дважды сделал хадж (паломничество в Мекку). Зарабатывал он на ежедневный хлеб собственным трудом.

По некоторым источникам, – пишет О. Усманов, его биография практически неизвестна, потому что он запретил ученикам записыват его деяния, и большинство сочинений появилось после его смерти. Трактат Анис ат-Таибин, который написал Салохаддин Мухаммад Бухари, умерший в 1383, посвящён больше вопросам духовности и морали. Прозвище «Накшбанд» означает «чеканщик». Интерес к суфизму получил от деда. Первым его учителем был шейх Мухаммад Бобои Самосий, умерший в 1340 г., он направил его к шейху Амир Сайид Кулолу, который посвятил его в общество дервишей ходжаган. Духовную инициацию (руханийа) Бахоуддин получил от Абдульхалика аль-Гиджувани. По некоторым версиям, он увидел Гиждувани, который направил его к Саиду Кулолу».

Бахоуддин Накшбанд был сторонником простоты и непритязательности вплоть до аскетизма, и отвергал обряды и показную набожность. Он сформулировал 11 правил медитации (мушахида). Накшбанд распространил «тихий зикр» с определённой методикой дыхания. При этом, он отрицательно относился к показным сорокадневным постам, бродяжничеству, публичным радениям (само) с музыкой и танцами и громкому зикру, считал бесполезным принцип силсилат ал-барака, когда барака («благодать»), передаётся шейхом персонально по линии передачи от основателя. По его представлению, барака даруется непосредственно всевышним, но не от шейха или патрона. Его принципами были – духовная чистота, отказ от роскоши и стяжательства, непритязательность, отказ от контактов с властями, затворничество в обители и узком кругу. При этом суфий должен строго следовать сунне и выполнять все предписания Шариата. Его одиннадцать правил включают восемь от аль-Гидждувани и три дополнительных, на которых основано тепер общество накшбандия: Вукуфи замони – пауза для самоконтроля. Постоянный самоконтроль за своим временем: если праведно, должен благодарить Аллаха, а если неправедно, должен просить прощения. Вукуфи адади – пауза для счёта. Повторять индивидуальный зикр отправлялся в строгом соответствии с установленным числом повторов и установленным ритуалом. Вукуфи калби – пауза для сердца. Мысленное представление сердца с именем Аллаха, чтобы ощущать, что в сердце нет ничего, кроме Аллаха. Общество Накшбандия изначально опиралось на городское население, но впоследствии распространилось и среди кочевников, деятельность общества привела к распространению ислама по всей Средней Азии. Постепенно общество распространило свою деятельность на османскую Турцию, Индию, а потом и мусульманское Поволжье. Эмблемой общества является сердце с вписанным в него словом «Аллах». После смерти Накшбанд был признан святым, а также покровителем Бухары, в окрестностях которой провел всю свою жизнь. Над его могилой в 1544 был воздвигнут мавзолей, который стал местом паломничества среднеазиатских мусульман. Считалось, что троекратное посещение мавзолея Накшбанда равно одному посещению святынь Мекки и Медины.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по педагогике:

Психолого-педагогические особенности кружковой работы учащихся 5-6 классов
Для учащихся 5-6-го класса характерны значительные физиологические и психологические изменения в сравнении с младшими школьниками, что накладывает отпечаток на организацию всего учебного процесса, в том числе и на деятельность математического кружка. Период с 11-ти до 15-ти лет отмечается интенсивн ...

Педагогические требования к организации физкультурных праздников
Физкультурные праздники в школе организуются в соответствии с программными указаниями, периодичность их проведения два раза в год. В начале года желательно четко спланировать физкультурные праздники, наметить их тематику. Это позволит предусмотреть наиболее целесообразное их сочетание с праздниками ...

Общий обзор системы образования средневековья на территории нынешнего Узбекистана
Воспитание и школа в Средней Азии. С обретением статуса независимости Республики Узбекистан открылась историческая возможность, формируя свою государственность, обратиться к истокам нашей культуры, к огромному, требующему познания духовному наследию, воспринять и развивать все лучшее, что есть в на ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru