Педагогические взгляды Бахоуддина Накшбанда (1318–1389). Много чудес и легенд связано с его именем. О нем говорится в книге «Тарих-и-Баховуддин» и других работах. Но существует немного биографической и документальной информации о нем. Баховуддин Накшбандий был рожден приблизительно 700 лет назад (в 1318 г.) в деревне Каср-и-Хиндувон около Бухары (и он умер там, в 1389 в возрасте 71 года). Его отец был ткачом и гравировщиком по металлу. Как и его отец Баховуддин Накшбандий также стал ткачом, и его шелковая материя с золотыми и серебряными нитями была очень популярна. Бахоуддин Накшбанд, как полагают, являлся защитником ремесленников и их изделий кустарного промысла, особенно если они имели какое-то отношение к декоративным образцам искусства. В Узбекистане их разнообразие можно наблюдать всюду: на материалах, одежде, стенах зданий (гравировка на гипсе и деревянных дверях). Самаркандские и Бухарские изделия, сделаны на медной поверхности, драгоценностях; вышивка Бухары пользуется мировой известностью.
Бахоуддин Накшбанд является известным представителем Центрально-азиатского суфизма (тасаввуф). Он был под религиозным влиянием суфистов с детства. Суфисты посвящают всю свою жизнь служению Аллаху. Такой была жизнь Бахоуддина Накшбанда. Его мудрое изречение: «Дил ба ёру, даст ба кор» (Дословно: Душа должна сочетаться в гармонии с идеями Всевышнего, а руки должны быть – в работе») и поныне не потеряли своего философского значения.
По мнению доктора филологических наук, профессора О. Усмонова Баховиддин Накшбанди известен под именами Бахоад-дин Мухаммад, Бурхан ад-дин Мухаммад аль-Бухари, Ходжаи Бузург и Шахи Накшбанд (1318–1389) – суфийский учитель, считается основателем самого значительного суфийского ордена Накшбандия (фактически он является пятым шейхом ордена).
Отец Бахоуддина Накшбанди был пылким мусульманином являющийся примером для своего сына. Дедушка, имея близкие отношения с суфиями, глубоко влиял на духовный рост своего внука. Согласно преданиям, Бахоуддин Накшбанд был вынужден жениться в возрасте 17 лет. Но после рождения его первого ребенка, он не считал свою жену женою, и не разводясь, он жил с ней, как с сестрою. Это решение было принято под влиянием идей суфизма, что в браке нет необходимости для посвящения себя всевышнему. Он дважды сделал хадж (паломничество в Мекку). Зарабатывал он на ежедневный хлеб собственным трудом.
По некоторым источникам, – пишет О. Усманов, его биография практически неизвестна, потому что он запретил ученикам записыват его деяния, и большинство сочинений появилось после его смерти. Трактат Анис ат-Таибин, который написал Салохаддин Мухаммад Бухари, умерший в 1383, посвящён больше вопросам духовности и морали. Прозвище «Накшбанд» означает «чеканщик». Интерес к суфизму получил от деда. Первым его учителем был шейх Мухаммад Бобои Самосий, умерший в 1340 г., он направил его к шейху Амир Сайид Кулолу, который посвятил его в общество дервишей ходжаган. Духовную инициацию (руханийа) Бахоуддин получил от Абдульхалика аль-Гиджувани. По некоторым версиям, он увидел Гиждувани, который направил его к Саиду Кулолу».
Бахоуддин Накшбанд был сторонником простоты и непритязательности вплоть до аскетизма, и отвергал обряды и показную набожность. Он сформулировал 11 правил медитации (мушахида). Накшбанд распространил «тихий зикр» с определённой методикой дыхания. При этом, он отрицательно относился к показным сорокадневным постам, бродяжничеству, публичным радениям (само) с музыкой и танцами и громкому зикру, считал бесполезным принцип силсилат ал-барака, когда барака («благодать»), передаётся шейхом персонально по линии передачи от основателя. По его представлению, барака даруется непосредственно всевышним, но не от шейха или патрона. Его принципами были – духовная чистота, отказ от роскоши и стяжательства, непритязательность, отказ от контактов с властями, затворничество в обители и узком кругу. При этом суфий должен строго следовать сунне и выполнять все предписания Шариата. Его одиннадцать правил включают восемь от аль-Гидждувани и три дополнительных, на которых основано тепер общество накшбандия: Вукуфи замони – пауза для самоконтроля. Постоянный самоконтроль за своим временем: если праведно, должен благодарить Аллаха, а если неправедно, должен просить прощения. Вукуфи адади – пауза для счёта. Повторять индивидуальный зикр отправлялся в строгом соответствии с установленным числом повторов и установленным ритуалом. Вукуфи калби – пауза для сердца. Мысленное представление сердца с именем Аллаха, чтобы ощущать, что в сердце нет ничего, кроме Аллаха. Общество Накшбандия изначально опиралось на городское население, но впоследствии распространилось и среди кочевников, деятельность общества привела к распространению ислама по всей Средней Азии. Постепенно общество распространило свою деятельность на османскую Турцию, Индию, а потом и мусульманское Поволжье. Эмблемой общества является сердце с вписанным в него словом «Аллах». После смерти Накшбанд был признан святым, а также покровителем Бухары, в окрестностях которой провел всю свою жизнь. Над его могилой в 1544 был воздвигнут мавзолей, который стал местом паломничества среднеазиатских мусульман. Считалось, что троекратное посещение мавзолея Накшбанда равно одному посещению святынь Мекки и Медины.
Статьи по педагогике:
Виды библиографического описания документов
Объектами составления библиографического описания являются все виды опубликованных (в том числе депонированных) и неопубликованных документов на любых носителях – книги, сериальные и другие продолжающиеся ресурсы, нотные, картографические, аудиовизуальные, изобразительные, нормативные и технические ...
Методические основы преподавания
Изучение моделирования и формализации позволяет решить одну из задач курса информатики - формирование у учащихся системно-информационной картины мира, а основные понятия этой содержательной линии, такие как объект, система, системный эффект, системный анализ, модель, моделирование, формализация явл ...
Использование компьютерных моделей на уроках физики
Компьютерное моделирование позволяет наглядно иллюстрировать физические эксперименты и явления, воспроизводить их тонкие детали, которые могут быть незамечены наблюдателем при реальных экспериментах. Использование компьютерных моделей и виртуальных лабораторий предоставляет нам уникальную возможнос ...