Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Страница 5

Педагогические воззрения Абдулхолика Гиждувани. Абдулхалик Гиждуваний – основатель независимой Центрально-азиатской школы суфизма.

В педагогических воззрениях Абдухалика Гиждувани прослеживается мысль о воспитании молодого поколения в духе аскетизма, любви к ближнему, следования заповедям суфизма.

Большое значение Гиждувани придавал духовному воспитанию личности, считая, что лишь тот, кто сумеет блюсти законы Шариата (Свод законов о нормах и правилах), физически и духовно очистившись, пройдя путь Тарикат, сумеет прийти к просвещению (Марифат) и дойдет до Истины (Хакикат).

Абдулхалик Гиждуваний положил основы во всемирно известный порядок Накшбандия. Святой пир Абдулхалик Абу-аль-Джалил Гиждуваний родился в 1125 г. Его отец был имамом мечети на большом рынке в городе Гиждуван (ныне Бухарская область). Начиная с самого детства, Абдулхалик был окружен мусульманскими обрядами и философией ислама. Он изучил Коран наизусть в возрасте 9 лет. С 10-летнего возраста он принимал участие в ритуалах, проводимых дервишами. Но по прошествии 3 лет он осознал, что испытывает недостаток знаний. Абдулхалик оставил своих родителей и направился в Бухару, управляемую Караханидами. Бухара того времени была одним из самых больших культурных центров Средней Азии. Там Абдулхалик стремительно вошёл в мир книг и знаний, не нарушая связи с дервишами и молодыми Суфистами. В возрасте 22 Абдулхалик приобрёл репутацию видного богослова, посвятив себя служению Аллаха. В Бухаре он встретился с известным восточным шейхом Абу Куб Юсуф аль-Хамадани и вскоре стал его любимым студентом. Шейх, впечатленный талантами молодого человека, представил его перед сообществом суфистов и позже предопределил его, быть шейхом и пиром. В то же самое время известный суфист, философ и поэт Ахмад Яссавий тоже был студентом Юсуфа Хамадани. Абдулхалик Гиждуваний призвал своих братьев к добровольной бедности и противостоял их принятию государственного должностного положения. Он также установил обязательное безбрачие. «Однажды во время Хаита (мусульманский религиозный праздник) Абдулхалика посетил святой Хизр, который преподавал ему тихий зикр. (Сура 18 – ая. «Обращение к Аллаху», айаты – 23, 24; Сура 13, айат 28-ой; высказывания: «Помни вечер», «Не говори ни о чем, что бы сделал завтра, без упоминания желания Аллаха, будет ли это или нет, помни своего Бога»). Святой дух назначил Абдулхалика сыном» – пишет в своих воспоминаниях Абдурахмон Джами.

Все суфие полагали, что выполнение зикра – главное требование для тех, кто стремится достичь Бога. Позднее, когда количество общин Суфистов увеличилось, обряд зикр превратился в сложный ритуал. В его инструкциях шейх Абдулхалик предписал, что перед зикром нужно овладеть ритмичным дыханием (Хабс-ан-нафас-идам), чтобы сконцентрировать внимание и произнести слова зикра в соответствии с выдохом и вдохом и скоординированными движениями тела. В то время в мусульманском мире было два ритуала зикра: персональный зикр, выполнялся уединёно вслух шепотом в хаджре с шарфом на голове, и коллективный зикр, выполнялся вслух на собраниях сообщества (обычно в ночь с четверга на пятницу) или в так называемом «самасе» или «хадрасе», пока пророк присутствует на собрании. Абдулхалик Гиждуваний вводил новые тихий и секретный зикры. Гиждуваний развивал 8 основных правил упражнений Тарика. Эти 8 священных правил и ещё три, добавленные Гиждувани позднее, стали духовной основой порядка Накшбандия. Эти правила выполнялись в течение 5 столетий и по сей день, на территории, где порядок доминировал. Юсуф аль-Хамадани умер в 1440 г. в возрасте 98 лет. Его первым преемником был Ахмад Яссавий, но он не был главой порядка долгое время. Когда он достиг возраста пророка, он поклялся жить уединенно, покинул родной для него город Ясси. Абдулхалик Гиждуваний был его приемником. Священные четки (тасбих), как символ духовной власти были вручены молодому наибу Абдулхолику. Эти четки были высоко оценены дервишами, поскольку в них содержалось «баракка», который был тем, что святой шейх вложил в них в течение его жизни при произнесении божественных имен. Священные четки были принесены Юсуфом Хамадани из Мекки, где он сделал хадж 38 раз. Абдулхалик Гиждуваний хранил четки в специальной коробке, охраняемой шейх-ас-Сибхом. Гиждуваний продолжал теорию его преподавателя и развивал, духовную последовательность порядка Накшбанди Сильсила (цепь). Абдулхалик Гиждуваний жил 95 лет. Он умер в 1220 г. и был захоронен в его родном городе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по педагогике:

Исследование физико-географических условий Северного морского пути
Льды являются единственным препятствием для признания Северного морского пути – путем обычного нормального плавания. Толщина однолетних льдов 0,8–1,8 м, многолетних 3–4 м. Торосы обычно имеют высоту 3–5 м, в отд. случаях до 10–15 м. Встречаются айсберги и ледяные острова – оторвавшиеся участки шель ...

Педагогическая поддержка как одна из стратегий воспитания
В последние годы проблема педагогической поддержки детей (подростков), остается достаточно актуальной не только в специальной но и общей педагогике, а также в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного познания. Психолого- педагогические основы формирования и развития личност ...

Методы, применяемые на занятиях по изодеятельности
Художественно - творческая деятельность многогранна. Каждый ребенок в детстве строит, украшает, изображает, как бы моделируя через игру отношения человека с человеком, человека с природой, с реальностью. Дети строят из песка дворцы замки. Строят из снега, из кубиков. Создают прекрасные украшения из ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru