Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения

Страница 10

В другом письме Ходжа Али выражает удовлетворение тем, что Амир Алишер сообщил о результатах переговоров между султанами, направленных на перемирие и установление дружбы. Письмо Алишера Навои было прочитано и одобрено Ходжа Ахраром.

В ряде писем Ходжа Али хлопочет по торговым делам Ходжа Ахрара, например, он просит адресата помочь в продаже нескольких харваров бумаги, кунжута, риса, хлопка и других товаров, отправленных Ходжа Ахраром на продажу в Герат.

Как Ходжа Убайдуллах Ахрар, так и Абдурахман Джами осуществление гуманистических идей учения Накшбандия связывали с другим своим единомышленником – поэтом Алишером Навои, видным государственным деятелем при Хусейне Байкаре. Когда Алишер Навои ради своего творчества собирался отказаться от должностей при дворе, Ходжа Ахрар, а за ним и Джами, писали ему: «…быть вблизи могущественного султана и иметь возможность склонить его к принятию своего мнения – великое благо, и благодарность за это состоит в посвящении себя и своего времени интересам мусульман, устранению злодеяний жестоких людей и притеснителей ».

Подводя итог сказанному, следует отметить, что основные положения учения накшбандия, провозглашенные Бахоуддином Накшбандом в XIV в., – гуманизм, трудолюбие, справедливость и забота о человеке – продолжали жить в XV в. в среде его приверженцев. Авторитет главы ордена позволял Ходжа Ахрару активно влиять на политическую и экономическую жизнь страны, останавливать междоусобицы и согласно принципам учения проводить широкую миротворческую политику. Все это было как бы духовной основой общего культурного развития Центральной Азии в XV в. при правлении Темуридов.

Письма Ходжа Убайдуллаха Ахрара и его мюридов в Альбоме Навои – уникальный источник для изучения, как духовной, так и социально-политической и культурной жизни общества Центральной Азии XV в.

Абу Абдулла Мухаммад бин Башир аль-Хаким ат-Термезий (810 – 932) родился в Термезе (Сурхандарья). С самого детства Термезий стремился к учёбе, показал большие дарования в науках. До 25 лет он учился в различных местах Мавероуннахра. Наряду с естествознанием он охотно изучал религиозные науки. Изучив все, что было доступно на его родной земле, он отправляется в Багдад, чтобы расширить свои знания. Багдад тогда был центром наук и просвещения. Много выдающихся ученых того времени жили и работали в Багдаде. Позже Термезий переехал в Басру. Он оставался там 3–4 года и затем сделал хадж в Мекку. После хаджа он возвратился в Термез, где он работал как преподаватель и ученный. В возрасте около 27–30 лет Ат-Термезий направил свое внимание к суфизму, после того, как он прочитал книгу известного суфиста аль-Интикомия. Книга, призывающая отвергнуть материальное благосостояние, глубоко впечатлила Ат-Термези. Это заставило его, начать жизнь отшельника и удалиться от мирских дел. С тех пор он встречался только со своими студентами и учеными товарищами, провел много времени за чтением. Духовный наставник Ат-Термезий шейх Ахмад ибн Хизр-Ваи сыграл большую роль в его формировании, как великого суфиста. Ат-Термезий установил отношения с суфистами Багдада и Египта. Он сделал выдающийся вклад в продвижении суфизма в Средней Азии. Согласно шейху Абдулфатто Бакари, Ат-Термезий написал более 400 ценных научных и религиозных работ, из них 57 дошли до нынешних времен. Содержание этих уникальных работ доказывают, что Ат-Термезий был великий философ и историк, эксперт в мусульманском законодательстве, астрологии, математике и лингвистике своей эпохи. Ат – Термезий был великий ученый и прогрессивно думающий человек. Он был очень эрудирован, наука была его главным интересом.

Ат-Термези прославился на Востоке «самым мудрым из мудрых». Всю свою научную и общественную деятельность он посвятил служению народа, за что его в народе прозвали «Термез-ота». До сегодняшнего дня местные жители считают Ат-Термези, как основателя их города. Согласно книге египетского шейха Абдулфатто Бараки «Воспоминания о великих суфиев», Ат-Термези прожил долгую жизнь и умер в возрасте 115 лет в Термезе в 932 году.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 

Статьи по педагогике:

Божественная пропорция в искусстве
Золотое сечение в архитектуре Рис. 12 В книгах о золотом сечении можно найти замечание о том, что в архитектуре, как и в живописи, все зависит от положения наблюдателя, и что если некоторые пропорции в здании кажутся образующими золотое сечение, то с других точек зрения они будут выглядеть иначе. З ...

Принципы разработки учебно-методического комплекса дисциплины
В основу методики создания учебно-методических комплексов дисциплины положены следующие принципы: 1. Принцип целостности — УМК выступает как модель проектируемой педагогической системы. 2. Принцип детерминирования и обеспечения учебной деятельности учащихся — УМК определяет целевую программу действ ...

Модульная технология в обучении географии
Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик полностью самостоятельно или при консультационно-координирующей помощи учителя может работать с предложенной ему учебной программой. Причём он имеет возможность выбора индивидуального пути её освоения с учетом своих способностей, возможност ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru