- Этапы работы по формированию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками;
- Задачи развития культуры речевого общения;
- Методы и приемы, используемые педагогом для достижения поставленных задач;
Формы организации деятельности: СД - совместная деятельность педагога с детьми; СДД - самостоятельная деятельность детей; Р - регламентированная деятельность.
Таблица 4 - Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками
|
Задачи формирования культуры речевого общения |
Этапы работы с детьми (по задачам) |
Методы и приемы работы |
Формы организации деятельности |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Развитие связной речи: Учить детей отвечать на вопросы, используя этические формулы Учить детей ставить вопросы с использованием правил и норм культуры речи Формировать практические умения, навыки культурного общения в процессе диалога; Помочь высказать свои взгляды и убеждения; Познакомить с речевым образцом педагога; |
I, II I, II II, III I, II, III I |
Беседа; Решение проблемных ситуаций; Постановка проблемных вопросов детьми, педагогом; Дидактические игры парами; Разъяснение значений слов, выражений; Сочинение вежливых сказок; Пример педагога для подражания; |
Р, СД Р, СД, СДД Р, СД, СДД Р, СД, СДД Р, СД СД Р, СД |
|
Развивать умение слушать и слышать собеседника; Учить детей сочинять истории, в содержании которых положительные герои меняются местами с отрицательными. |
II, III II, III |
Сочинение сказок-перевертышей; Образец сказки педагога; Ролевые игры. |
СД Р, СД СД, СДД |
общение культура дошкольник игра
Перспективный план работы, разработанный на основе данной технологии, определяющий деятельность педагогов и детей во всех формах работы, работу с родителями содержится в приложении.
Анализ данных, изучение психолого-педагогических условий позволил нам определить методические рекомендации, которые позволят им более тщательно работать над формированием культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста:
1. При построении работы по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:
- Регламентированной;
- Совместной педагога с детьми;
- Самостоятельной деятельности детей.
3. Соблюдайте принцип использования различных методов, приемов работы, особое внимание уделять:
- В регламентированной деятельности: беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению;
- В совместной деятельности педагога с детьми: собственному примеру для подражания, решению проблемных ситуаций, сочинению сказок-перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм- драматизациям;
- В самостоятельной деятельности детей: играм парами, ролевым играм, играм-драматизациям.
4. Помните, что работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении по формированию культуры речевого общения старших дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:
Статьи по педагогике:
Факты, влияющие на формирование правосознания дошкольников
Формирование правового сознания личности является результатом правового воспитания, которое предполагает усвоение ребенком старшего дошкольного возраста суммы элементарных правовых представлений; формирование нравственно-правовых чувств; привитие навыков поведения, которые соответствуют требованиям ...
Правовое воспитание в условиях ДОУ
В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы связанные с нормативно-правовым регулированием деятельности и взаимоотношений живущих в нем людей. Одной из важнейших сфер де ...
Особенности функционального базиса письма
Для обозначения нарушений письма используется понятие «дисграфия». Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Несформированность какой-либо из указанных функций вызывает нарушение процесса овладения письмом, дисграфию. Многими исследованиями установлено, что низкий уровень р ...