- Этапы работы по формированию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками;
- Задачи развития культуры речевого общения;
- Методы и приемы, используемые педагогом для достижения поставленных задач;
Формы организации деятельности: СД - совместная деятельность педагога с детьми; СДД - самостоятельная деятельность детей; Р - регламентированная деятельность.
Таблица 4 - Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками
Задачи формирования культуры речевого общения |
Этапы работы с детьми (по задачам) |
Методы и приемы работы |
Формы организации деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
Развитие связной речи: Учить детей отвечать на вопросы, используя этические формулы Учить детей ставить вопросы с использованием правил и норм культуры речи Формировать практические умения, навыки культурного общения в процессе диалога; Помочь высказать свои взгляды и убеждения; Познакомить с речевым образцом педагога; |
I, II I, II II, III I, II, III I |
Беседа; Решение проблемных ситуаций; Постановка проблемных вопросов детьми, педагогом; Дидактические игры парами; Разъяснение значений слов, выражений; Сочинение вежливых сказок; Пример педагога для подражания; |
Р, СД Р, СД, СДД Р, СД, СДД Р, СД, СДД Р, СД СД Р, СД |
Развивать умение слушать и слышать собеседника; Учить детей сочинять истории, в содержании которых положительные герои меняются местами с отрицательными. |
II, III II, III |
Сочинение сказок-перевертышей; Образец сказки педагога; Ролевые игры. |
СД Р, СД СД, СДД |
общение культура дошкольник игра
Перспективный план работы, разработанный на основе данной технологии, определяющий деятельность педагогов и детей во всех формах работы, работу с родителями содержится в приложении.
Анализ данных, изучение психолого-педагогических условий позволил нам определить методические рекомендации, которые позволят им более тщательно работать над формированием культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста:
1. При построении работы по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:
- Регламентированной;
- Совместной педагога с детьми;
- Самостоятельной деятельности детей.
3. Соблюдайте принцип использования различных методов, приемов работы, особое внимание уделять:
- В регламентированной деятельности: беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению;
- В совместной деятельности педагога с детьми: собственному примеру для подражания, решению проблемных ситуаций, сочинению сказок-перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм- драматизациям;
- В самостоятельной деятельности детей: играм парами, ролевым играм, играм-драматизациям.
4. Помните, что работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении по формированию культуры речевого общения старших дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:
Статьи по педагогике:
План занятий математического кружка учащихся 5-х классов и методические
рекомендации к ним
Содержание занятий разработано из расчета одно занятие в две недели, что составляет 18 занятий за учебный год. Некоторые темы, предлагаемые для изучения на занятиях математического кружка, напрямую не связаны с изучением программного материала. Это такие темы как «Принцип Дирихле», «Арифметика Магн ...
Аппаратно-программный комплекс диагностики функционального состояния «Тетр»
как возможная основа организации валеологического мониторинга в ярославских
школах
Комплекс «Тетр», разрешающий задачи психофизиологической валеологической диагностики функционального состояния непосредственно в условиях школы, начал создаваться с 2001 года. В его основе два аппаратно-программных метода. 1. Компьютерная программа «теппинг-тест». Программа создана в 2002 году в об ...
Особенности развития структуры математических способностей учащихся
среднего школьного возраста
Рассмотрев некоторые психологические особенности учащихся 5 класса, перейдем к проблеме психологии способностей, то есть выясним степень развития математических способностей учащихся среднего школьного возраста. Прежде всего, необходимо определить само понятие «математические способности». Для этог ...