Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.
Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.
В ходе исследования нами разработаны критерии оценки уровня сформированности культуры поведения, а также проведено исследование уровня культуры поведения старших дошкольников. Экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 5 с детьми старшего дошкольного возраста логопедической группы в количестве 16 человек.
Анализ результатов исследования показал, что 18,75% детей (3 человека) имеют высокий уровень сформированности навыков культуры поведения, 56,25% - средний (9 человек), и четверо детей (что составляет 25,00% от числа детей) имеет низкий уровень.
Также из видно, что лучше всего у детей развита культура взаимоотношений со взрослыми, а меньше всего – культура деятельности.
По результатам проведенного исследования, считаем необходимым проведения работы с дошкольниками старшего возраста по формированию культуры поведения.
Формирование культуры поведения у дошкольников старшей группы происходило в двух направлениях:
- формирования культуры поведения через уроки вежливости. Основной прием «Уроков вежливости» - проигрывание положительных поступков в специально подготовленной обстановке;
- формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
По результатам проведенного исследования можно говорить о том, что в экспериментальной группе отсутствуют дети с низким и средним уровнем культуры поведения.
Наиболее эффективной оказалась работа в сфере культуры общения (изменение в среднем на 1 балл) и культуры деятельности (изменение на 1,5 балла); самые незначительные изменения наблюдаются в сфере культуры гигиены дошкольников.
Статьи по педагогике:
Театр как одно из средств профилактики наркомании среди подростков
Посещение театра – всегда праздник. Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающее «отдых, безделье». Но не только перерыв в повседневных делах подразумевался под праздником. С ним связаны радость, веселье и, самое главное, уход от обыденности. Ощущение праздничности, ...
Фундаментальные эмоции и их комплексы
Эмоция называется фундаментальной, если она имеет специфический внутренне детерминированный нервный субстрат, внешне выражается особыми мимическими или нервно-мышечными средствами и обладает особым субъективным переживанием - феноменологическим качеством. Фундаментальные эмоции являются важными в ж ...
Построение гуманитаризованного курса математики
Рассматривая конкретные пути построения программы курса математики для гуманитарных классов, нужно принять во внимание мнение самих гуманитариев. Правильным, но трудоемким делом было бы проведение подробной анкеты среди них. Многое можно почерпнуть и из литературы. Например, из воспоминаний А.И. Цв ...