По результатам проведенного исследования можно говорить о том, что в экспериментальной группе отсутствуют дети с низким и средним уровнем культуры поведения.
Для наглядности проделанной работы сравним полученные результаты с данными контрольного эксперимента (диаграмма 2 и 3).
Рис. 2 - Уровень сформированности культуры поведения у детей контрольной группы
Рис. 3 - Уровень сформированности культуры поведения у детей экспериментальной группы
Из анализа диаграмм можно сделать следующие выводы:
- уровень сформированности культуры поведения у детей контрольной группы изменился незначительно в сторону улучшения. Данные изменения могут быть обусловлены работой родителей с детьми по данному направлению;
- уровень сформированности культуры поведения у детей экспериментальной группы после проведения эксперимента выше.
Рассмотрим изменение культуры поведения в экспериментальной группе по различны навыкам (рис. 4).
Рис. 4 - Изменение уровня культуры поведения в экспериментальной группе
По результатам рис. 4 можно говорить о том, что:
- наиболее эффективной оказалась работа в сфере культуры общения (изменение в среднем на 1 балл) и культуры деятельности (изменение на 1,5 балла);
- самые незначительные изменения наблюдаются в сфере культуры гигиены дошкольников.
Таким образом, сравнительный анализ данных, полученных в начале и в конце опытно-экспериментальной работы, показал действенность разработанной программы по развитию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
При дальнейшей работе по данной тематике важно уделить больше внимания развитию культуры гигиены старших дошкольников.
Таким образом, сравнительный анализ данных, полученных в начале и в конце опытно-экспериментальной работы, показал действенность разработанной программы по развитию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
При дальнейшей работе по данной тематике важно уделить больше внимания развитию культуры гигиены старших дошкольников.
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Такие исследователи, как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и др. говорят о значимости воспитания культуры поведения у дошкольников.
В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и возможности воспитания культуры поведения дошкольников.
Мы пришли к выводу, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:
- полное понимание сущности воспитания культуры поведения как психолого-педагогического процесса;
- знание “механизмов” формирования культуры поведения;
- умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания;
Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.
Статьи по педагогике:
Педагогические традиции Западной Европы
Педагогическая теория Яна Амоса Коменского (1592–1670 гг.). Ян Амос Коменский – отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг. Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени. В ней сформул ...
Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста
Старший подростковый возраст исследуется и характеризуется в специальной литературе, во-первых, как граница детства, во-вторых, как граница взросления с радикальными переменами социальных ролей. Период старшего подросткового возраста можно определить как период взросления. Как отмечает М. Кле, разв ...
Понятие о методе обучения
Метод обучения является одном из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения. Именно поэтому такое большое внимание исследователи уделяют выяснению, как их сущности, так и функциям. В наше время развитию творческих сп ...