Занятие на тему: «Геометрические головоломки» знакомит учащихся, в игровой форме, с некоторыми элементами геометрии, развивает пространственное мышление.
Все занятие №6 посвящено сообщениям о великих математиках. Учащиеся выступают в роли докладчиков. Они заранее выбирают тему, советуются с учителем, находят нужную им литературу, обрабатывают и систематизируют собранный ими материал. Занятие можно построить следующим образом:
учащиеся разбиваются на 2-3 группы, в зависимости от количества учащихся;
каждая группа готовит сообщение об одном известном математике, но так, что каждый член группы будет докладывать об определенном периоде жизни ученого;
в момент выступления первой группы, вторая слушает и фиксирует важные моменты, потом группы меняются ролями;
в конце занятия подводится итог в форме викторины (вопросы к викторине готовит учитель).
В 5 – ом классе одно из занятий посвящается решению логических задач с помощью таблиц. Покажем на примере.
Пример. Живут на свете четыре талантливых молодых человека: Воронов, Павлов, Левин и Сахаров, из которых один – танцор, другой – художник, третий – певец, а четвертый – писатель. Известно, что Воронов и Левин сидели в одном зале консерватории в тот вечер, когда певец дебютировал в сольном концерте, а Павлов и писатель вместе позировали художнику. Писатель написал биографическую повесть о Сахарове и собирается написать о Воронове. Воронов никогда не слышал о Левине. Кто чем занимается?
Решение: Провести нить рассуждений через все изложенные факты и выводы из них довольно сложно. Однако все упрощается, если составить следующую таблицу:
|
Танцор |
Художник |
Певец |
Писатель | |
|
Воронов | ||||
|
Павлов | ||||
|
Левин | ||||
|
Сахаров |
Если мы решим, например, что Павлов не может быть танцором, то это можно будет отметить, поставив знак «-» против его фамилии в колонке «Танцор». Чтобы отметить утвердительное решение, поставим в соответствующей ячейке «+».
Итак, из условия ясно, что ни Воронов, ни Левин не могут быть певцом, ставим минус в соответствующих ячейках таблицы. Павлов – не художник и не писатель, в то же время писателем не могут быть ни Воронов, ни Сахаров. Поставим соответствующие минусы, тогда таблица выглядит так:
|
Танцор |
Художник |
Певец |
Писатель | |
|
Воронов |
- |
- | ||
|
Павлов |
- |
- | ||
|
Левин |
- | |||
|
Сахаров |
- |
Статьи по педагогике:
Особенности государственной аттестации выпускников основной школы по
географии
География – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные (природные) и общественные (население, социальные вопросы, хозяйство) объ ...
Общая характеристика внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей. Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитан ...
Подготовительная работа к решению задач
На этой первой ступени обучения решению задач того или другого вида должна быть создана у учащихся готовность к выбору арифметических действий при решении соответствующих задач: они должны усвоить знание тех связей, на основе которых выбираются арифметические действия, знание объектов и жизненных с ...