Для отечественных педагогов элективные курсы — это новые образовательные формы, а в профильном обучении зарубежной школы они имеют многолетнюю историю. Несмотря на то, что опыт их использования в разных государствах чрезвычайно разнообразен, все существующие формы профильного обучения сводятся к двум основным путям реализации, тщательно проанализированным в работах Б. Л. Вульфсона. Первый путь представлен стационарными отделениями, секциями (Франция, Италия, Испания, Дания, Нидерланды и др.). Занятия в них осуществляются в соответствии с планами и программами для данного профиля обучения. Факультативы и предметы по выбору играют вспомогательную роль. Второй путь реализуется в результате самостоятельного выбора учащимися элективных курсов в дополнение к небольшому количеству обязательных дисциплин (США).
Реализацию профильного обучения по первому пути рассмотрим на примере Франции, имеющей в этой области многолетние традиции. Начальное обучение на базе 5-летнего курса вместе с 4-летним обучением в колледже составляет основу неполной средней школы. В последние два года учащиеся выбирают факультативные курсы, и это оказывает влияние на обучение в лицее (полной средней школе).
Трехлетний лицей (10-12 годы обучения) завершает этап полного среднего образования. На десятом году обучения предусматривается единая общеобразовательная подготовка, которая дополняется предметами по выбору. В старших классах лицея обучение осуществляется по направлениям: гуманитарное, естественно-научное, социально-экономическое, технологическое. В каждом профиле обучение идет по обязательной программе (французский язык, иностранный язык, математика, физические и естественные науки (география, биология), физкультура) с углубленным изучением ряда предметов и необязательными факультативными курсами пожеланию учащихся.
Второй подход реализован в ряде стран, где главное значение в дифференцированном обучении выполняют широко представленные элективные предметы. В старшей средней школе США дифференциация обучения выражена в виде профилей, многообразие которых сводится к академическому и практическому. Обязательными дисциплинами являются: английский язык, общественные дисциплины, физкультура, естествознание(синтез биологии и географии), математика. Профильность определяется элективными предметами. Учащиеся академических потоков ориентируются на получение высшего образования, а потому выбирают в основном традиционные общеобразовательные дисциплины (литература, иностранный язык, химия, география, биология и др.). Школьники практического потока выбирают в основном практико-ориентированные курсы.
Элективные курсы по географии выполняют три основных функции
:
1) дополняют содержание профильного курса географии, который становится в полной мере углубленным в традиционной школе;
2) развивают содержание одного из базисных курсов в географии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, это позволит поддерживать изучение географии на профильном уровне или получить дополнительную подготовку на профильном уровне;
Статьи по педагогике:
Функции контроля знаний и умений учащихся
Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта. Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая1. Контрол ...
Система качеств знаний учащихся
Известно, что зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования является одной из общих закономерностей дидактического процесса. Для ее практического осуществления необходимо определить понятия, выяснить зав ...
Разработка рекомендаций по развитию эмоциональной сферы дошкольников с
задержкой психического развития в музыкальной деятельности
По результатам проведенного экспериментального исследования нами были разработаны рекомендации для воспитателей и музыкальных руководителей по организации коррекционной работы, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности. В ...