Требования к специалисту по физической культуре и спорту

Образование и воспитание » Личность учителя физической культуры » Требования к специалисту по физической культуре и спорту

Страница 5

Либеральный (анархический) тип руководства характеризуется тем, что тренер старается, как можно реже вмешиваться в дела команды, предоставляя спортсменам большую свободу действий и принятия решений. Такой стиль руководства в; большом спорте неприемлем. Однако, наряду с демократическим стилем, он часто встречается у начинающих тренеров.

Наиболее пригоден этот стиль руководства в массовых формах физического воспитания, где руководитель является лишь условным организатором деятельности и где занимающимся предоставляется большая свобода.

Конечно, изложенная классификация стилей руководства лишь схема. В жизни возможны переходы одного типа руководства в другой, их совмещение. Однако в общих чертах изложенные типы руководства имеют место, и возникает допрос — какой же стиль является лучшим?

Многие склонны считать, что демократический стиль руководства имеет явное преимущество (хотя бы потому, что соответствует политическому и социальному строю советского общества). Однако следует учитывать, что название стилей руководства содержит не столько политический смысл, сколько социально-психологический.

Руководитель учреждения, имеющий авторитарный стиль руководства, может и не нарушать демократические принципы жизни нашего общества. И наоборот, тренер спортивной команды, имеющий демократический стиль, может в капиталистической стране и не придерживаться демократических политических взглядов. Рассматривая стили именно в психологическом, коммуникативном аспекте, и можно ставить вопрос о том, какой стиль руководства лучше.

Экспериментальные исследования Ф. Фидлера и Е. С. Кузьмина показали, что преимущество того или иного стиля руководства зависит от ситуации и стоящих перед группой задач, а также от самой группы, «требующей» того или иного стиля лидерства.

Было, например, установлено (Н. Ф. Федотова), что авторитарный стиль руководства воспринимался членами группы как должное в случаях, когда:

1) условия деятельности группы были неопределенными, вероятностными;

2) в группе нормой являлась безынициативность, привычка к пассивному выполнению распоряжений (демократический стиль руководства в этом случае может быть истолкован подчиненными как проявление слабости формального лидера, как его нерешительность);

3) имеется лимит времени для принятия решения;

4) группа обладает жесткой структурой, функции каждого строго разграничены, каждый член группы «знает свой маневр»;

5) группа выполняет простые задания;

6) численный состав группы небольшой;

7) члены группы не уверены в себе; в ситуации напряженности они будут чувствовать себя спокойнее при наличии авторитарного стиля руководства.

Однако этот стиль имеет и недостатки: злоупотребление негативными санкциями, сковывание инициативы членов группы и г. п. Навязывание тренером своей установки вызывает отрицательное эмоциональное состояние у спортсменов, его предложения или приказы встречаются «в штыки» (даже если навязываемое соответствует стилю деятельности человека). Например, Бертельсон, Бунс и Ренкин давали рабочим, сортировщикам писем свободный и заданный (но равный свободному) темп. В последнем случае результаты работы были худшими. Таким образом, авторитарный стиль руководства может вызывать у определенной части спортсменов явление негативизма.

Недостатки авторитарного стиля руководства особенно проявляются в условиях творческой групповой деятельности. В этой ситуации явное преимущество имеет демократический стиль руководства. Этот стиль является необходимым условием активизации творческих сил членов команды или малой группы при решении сложных задач, например при создании программы, в фигурном катании и подборе к ней музыки.

В спортивных командах, где система руководства многоуровневая (тренер — капитан—команда), тренеры стремятся сохранить в своих помощниках свой сталь руководства, например, тренеры с авторитарным стилем выбирают капитана команды с такими же качествами (Ю. Мутафова).

Итак, успешность руководства и. его стиль зависят от целого ряда факторов: личных качеств и психологических особенностей руководителя, его социального статуса и авторитета, структуры отношений в группе, ее зрелости и стоящей перед ней задачи. Некоторые личностные качества являются устойчивыми, обусловливая и устойчивость стиля руководства. Поэтому неразумно бывает требовать от сформировавшегося тренера, которому ближе один стиль руководства, чтобы он руководил другим; он может просто потерять себя как личность. Однако, в ряде ситуаций следует все же менять стиль руководства или использовать промежуточный между авторитарным и демократическим, так как это сделали тренеры одной футбольной команды: «Мы не стремились к установлению тренерской диктатуры, как и не пытались перевести команду на самоуправление, когда состав и установка на игру определяются чузли. не большинством голосов. Это ненужная крайность — решающее слово должно оставаться за руководителями команды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Педагогические требования к выбору методов обучения на занятиях в учреждениях начального профессионального образования
Современная педагогическая теория предлагает преподавателю большой выбор методов, буквально на все случаи жизни, для решения любых проблем, для работы по любой технологии и достижения каких угодно результатов. И изучение вопроса о методах обучения показывает, что в теории и практике постоянно наблю ...

Педагогические ценности руководителя этнокультурного центра и их воплощение в его профессиональной деятельности
Народная культура и народная педагогика - теснейшим образом связанные между собой понятия. Народная педагогика, включая в себя все компоненты народной культуры, передает многовековой опыт воспитания норм и правил поведения в природе и обществе через примеры, обычаи, традиции. Народная педагогика ка ...

Мариинское женское училище
Мысль о таких женских учебных заведениях, которые бы несколько соответствовали существовавшим мужским гимназиям, мелькала в головах у многих лиц среднего класса, которые задумывались над вопросом об основательном образовании своих дочерей. Отцы и матери, которые не могли или не решались помещать их ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru