Этапы формирования умений и навыков ручной обработки древесины в 5 классе

Страница 1

В трудовом обучении все методы могут быть конкретизированы по трем группам – в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические.

Каждая группа несет свои функциональные отличия и дидактическую нагрузку. Кроме того, существуют четкие, выработанной практикой рекомендации по особенностям методики их применения в преподавании технологии. Следует иметь в виду обстоятельство: названые методы достигают оптимального эффекта в гармоническом единстве.

Словесные методы широко используются, поэтому надо отчетливо различать особенности каждого из них и методики их применения. Прежде всего, следует отметить богатство и выразительность, многообразие образов и понятий, которые можно передать живой речью.

Словесные методы предполагают несколько непременных условий, которые профессионал должен выполнять.

Дикция, темп и четкость речи очень важны для ее адекватного восприятия школьниками. Ясно произносимые термины, сопровождающиеся паузами для осмысливания, словесные описания, данные в таком темпе, что они понимаются и запоминаются, - все это обычные методические условия устного изложения.

В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.

Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.

Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько правил, которыми следует руководствоваться:

Информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;

Организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;

Позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;

Стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;

Позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.

Что же касается демонстрации трудовых приемов, то здесь применяют следующую методику:

- показ трудового процесса;

- показ его в замедленном темпе;

- показ в замедленном темпе с остановками после каждого приема, при необходимости – изолированный показ отдельных сложных движений;

- заключительный показ трудового процесса проводится в рабочем ритме;

- проверка (пробное выполнение) уяснения учащимися показанного трудового процесса.

Практические методы должны варьироваться учителем в применении: в зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от возраста обучаемых. Так, на первоначальных этапах обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной позы, умению держать инструменты, по координации и т.д. При выполнение упражнений учитель технологии должен предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить со своими действиями и оценивать их результат.

Практические методы направлены, прежде всего, на непосредственное познание действительности, и самостоятельность школьников должна развиваться и всемерно поддерживаться с первых же занятий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Методический материал для проведения уроков по разделу «Культура Средневековой Европы» в младшем подростковом возрасте
I. Художественная (творческая) деятельность При изучении темы «Романский стиль в архитектуре Средневековой Европы» учащимся в конце урока предлагается нарисовать замок, соблюдая все каноны Романского стиля. Свой рисунок нужно представить перед классом и дать ему описание. В качестве домашнего задан ...

Профессиональная культура руководителя этнокультурного центра в переносе на его педагогическую деятельность
Личностные и профессиональные качества руководителя этнокультурного центра дополняются педагогическими знаниями и навыками, которые в определенных обстоятельствах становятся его основными обязанностями. Собственно все перечисленные знания и компетентности являются базовыми для его педагогической де ...

Педагогические условия развития техники чтения детей в начальной школе
Развитые страны всё больше и больше обращают внимание на то, чтобы вырастить читающее поколение, воспитать в детях любовь к книге и чтению. Ведь только читающее общество является обществом мыслящим. "Люди перестают мыслить, когда они перестают читать", – считал философ Д.Дидро. Для того ч ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru