Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением

Образование и воспитание » Интеграция детей с нарушенным зрением и слухом » Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением

Страница 3

Важное значение для реабилитации и интеграции незрячего имеют представление о самом себе, адекватные осознание дефекта зрения и самооценка.

интеграция общество зрение слух

А. Суславичюсом установлено, что переоценка и недооценка собственных возможностей у лиц с нарушенным зрением выражены значительно ярче, чем у зрячих. Самооценка у школьников младшего возраста формируется на основе того, как их оценивают взрослые, и особенно родители. В этом возрасте часты негативные последствия гиперопеки. Родители, щадя и иногда безмерно хваля мнимые успехи ребенка, пытаются частыми словесными поощрениями компенсировать его инвалидность, что в свою очередь формирует неадекватно высокий уровень аспираций, закрепляющийся к старшему школьному возрасту. В юношеский период отмечается отчетливое стремление к игнорированию имеющегося дефекта зрения. Недооценка особенностей формирования личности слепого ребенка в семье и школе является одной из главных причин неготовности к самостоятельной жизни. Подтверждением этого является приток выпускников школ слепых и слабовидящих в ШВТС (школы восстановления трудоспособности слепых).

Серьезным препятствием на пути интеграции незрячих являются трудности в коммуникации слепых со зрячими в смешанных коллективах. Это положение усложняется изолированностью школ для незрячих от общества тем, что личные контакты со зрячими сверстниками и взрослыми сведены до минимума. По данным наших исследований, полученных в ходе изучения учащихся Каунасской школы-интерната для слабовидящих, уже в школьном возрасте отчетливо выявляется тенденция снижения коммуникаций (от довольно высокого уровня у учащихся IV класса до низкого - в IX). Выявленная тенденция снижения коммуникативных ориентаций к старшему возрасту сочетается с индивидуальной пассивностью старших школьников, что свидетельствует о серьезных пробелах в воспитательной работе.

Недоразвитие коммуникативных связей, их недостаточная сформированность в условиях обучения и воспитания нарушают такие свойства личности в системе общественных отношений, как активность, коллективизм, внимательность, дружелюбие, предупредительность и др.

Таким образом, успешность интеграции слепых зависит от правильной коррекционно-воспитательной работы. Сложившаяся практика обучения и воспитания слепых и слабовидящих указывает на многие недостатки формирования таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, а также ряда практических навыков и умений (самообслуживание, ориентировка в пространстве и т.п.)

Поэтому интеграция выпускников школ слепых и слабовидящих в зрячие коллективы является сложной, но актуальной проблемой как в научно-теоретическом, так и в практическом отношении, что, естественно, находит отражение в специальной психологии и педагогике, а также в деятельности союзов и обществ слепых.

В настоящее время проблематичными являются и вопросы интеграции поздноослепших людей. Потерявшему зрение человеку не всегда удается справиться со своим недугом, приспособиться к слепоте. Важность социального приспособления к слепоте отмечают ряд авторов (Д. Бурлингем, Э.С. Ястрембска, И. Лукофф, М. Уайтман, Р. Ресник, Р.А. Скотт, Р. Шинделе и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Методы, применяемые на занятиях по изодеятельности
Художественно - творческая деятельность многогранна. Каждый ребенок в детстве строит, украшает, изображает, как бы моделируя через игру отношения человека с человеком, человека с природой, с реальностью. Дети строят из песка дворцы замки. Строят из снега, из кубиков. Создают прекрасные украшения из ...

Народное образование Туркестана и их представители
Сегодня, с приобретением нашим государством независимости, появилась возможность по-настоящему изучать и оценить все то, что было создано учеными-просветителями узбекского народа в конце ХIХ – и начале ХХ вв. Великое духовное наследие Абдуллы Кадыри, Абдулхамида Чулпана, Абдурауфа Фитрата, Усмана Н ...

Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики
Широкое распространение понятия "парадигма" в современных научно-педагогических исследованиях и инновационной образовательной практике свидетельствует, что в нем объективированы важные как для ученых, так и для учителей значения. Нельзя не заметить особую пристрастность исследователей, ис ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru