Важное значение для реабилитации и интеграции незрячего имеют представление о самом себе, адекватные осознание дефекта зрения и самооценка.
интеграция общество зрение слух
А. Суславичюсом установлено, что переоценка и недооценка собственных возможностей у лиц с нарушенным зрением выражены значительно ярче, чем у зрячих. Самооценка у школьников младшего возраста формируется на основе того, как их оценивают взрослые, и особенно родители. В этом возрасте часты негативные последствия гиперопеки. Родители, щадя и иногда безмерно хваля мнимые успехи ребенка, пытаются частыми словесными поощрениями компенсировать его инвалидность, что в свою очередь формирует неадекватно высокий уровень аспираций, закрепляющийся к старшему школьному возрасту. В юношеский период отмечается отчетливое стремление к игнорированию имеющегося дефекта зрения. Недооценка особенностей формирования личности слепого ребенка в семье и школе является одной из главных причин неготовности к самостоятельной жизни. Подтверждением этого является приток выпускников школ слепых и слабовидящих в ШВТС (школы восстановления трудоспособности слепых).
Серьезным препятствием на пути интеграции незрячих являются трудности в коммуникации слепых со зрячими в смешанных коллективах. Это положение усложняется изолированностью школ для незрячих от общества тем, что личные контакты со зрячими сверстниками и взрослыми сведены до минимума. По данным наших исследований, полученных в ходе изучения учащихся Каунасской школы-интерната для слабовидящих, уже в школьном возрасте отчетливо выявляется тенденция снижения коммуникаций (от довольно высокого уровня у учащихся IV класса до низкого - в IX). Выявленная тенденция снижения коммуникативных ориентаций к старшему возрасту сочетается с индивидуальной пассивностью старших школьников, что свидетельствует о серьезных пробелах в воспитательной работе.
Недоразвитие коммуникативных связей, их недостаточная сформированность в условиях обучения и воспитания нарушают такие свойства личности в системе общественных отношений, как активность, коллективизм, внимательность, дружелюбие, предупредительность и др.
Таким образом, успешность интеграции слепых зависит от правильной коррекционно-воспитательной работы. Сложившаяся практика обучения и воспитания слепых и слабовидящих указывает на многие недостатки формирования таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, а также ряда практических навыков и умений (самообслуживание, ориентировка в пространстве и т.п.)
Поэтому интеграция выпускников школ слепых и слабовидящих в зрячие коллективы является сложной, но актуальной проблемой как в научно-теоретическом, так и в практическом отношении, что, естественно, находит отражение в специальной психологии и педагогике, а также в деятельности союзов и обществ слепых.
В настоящее время проблематичными являются и вопросы интеграции поздноослепших людей. Потерявшему зрение человеку не всегда удается справиться со своим недугом, приспособиться к слепоте. Важность социального приспособления к слепоте отмечают ряд авторов (Д. Бурлингем, Э.С. Ястрембска, И. Лукофф, М. Уайтман, Р. Ресник, Р.А. Скотт, Р. Шинделе и др.).
Статьи по педагогике:
Использование звукоусиливающей аппаратуры на музыкальных
занятиях в школе глухих
Формирование восприятия музыки осуществляется на основе дифференцированного подхода к использованию сохранного остаточного слуха детей Необходимо выявить музыкально-слуховой диапазон каждого ребенка с учетом акустических возможностей помещения и музыкального инструмента, используемого на занятиях. ...
Проблемы методики обучения природопользованию
Методика обучения природопользования – одна из педагогических наук, которая в настоящий момент времени только начинает развиваться в полной мере. До настоящего времени, изучив историю развития, ей не уделялось значительного внимания, так как сама дисциплина «Природопользование» появилась по историч ...
Классификация простых задач
Простые задачи можно разделить на группы в соответствии с теми арифметическими действиями, которыми они решаются. Однако в методическом отношении удобнее другая классификация: деление задач на группы в зависимости от тех понятий, которые формируются при их решении. Можно выделить три такие группы. ...