Материалы наших исследований, а также анализ состояния учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях для слепых и слабовидящих дают основание обобщенно представить комплекс причин, затрудняющих социальные связи слепых в обществе, что, на наш взгляд, может стать серьезной помехой на пути интеграции.
1. Неправильное отношение общества к незрячим.
2. Изолированная от опыта окружающей жизни система обучения и воспитания слепых и слабовидящих.
3. Недостаточно разработанная программа профессиональной ориентации в работе со слепыми и слабовидящими школьниками, низкий уровень использования специальных технических средств в профессиональной подготовке.
4. Недостаточная реализация в воспитательной работе школ слепых и слабовидящих средств педагогического воздействия в развитии таких сторон личности, как активность, коллективизм, самооценка и др., что приводит, как правило, к самоизоляции незрячих.
5. Несформированность навыков общения со зрячими в смешанных трудовых коллективах.
6. Несформированность умений свободного ориентирования в пространстве.
Как указывалось выше, эти причины создают значительные трудности в реабилитации процесса интеграции, однако заметим, что первоначально они возникают и закрепляются внутри системы обучения и воспитания слепых детей из-за отсутствия широких социальных связей специальной школы с окружающей жизнью, что неизбежно ведет учащихся к изоляции и самоизоляции.
В поисках эффективных путей интеграции должны быть устранены недостатки реабилитационной работы с ослепшими, в коррекционно-воспитательной деятельности со слепорожденными, необходимо также изменить стереотипные представления о незрячем человеке. Общество должно знать о потенциальных возможностях развития личности слепых, что ставит задачу подготовки самого общества к адекватному приему инвалида по зрению в свою среду. Концепция преодоления инвалидности требует видеть в незрячем деятельного человека, гражданина с полноправными возможностями в системе общественных отношений, а это возможно на основе комплексного подхода к процессу интеграции.
Таким образом, интеграция является сложным, многоступенчатым процессом, в котором самым активным образом должен участвовать с одной стороны сам незрячий, с другой - общество.
Статьи по педагогике:
Требования к заданиям для среднего школьного возраста по теме
«Моделирование и формализация»
При обучении школьников теме «Моделирование и формализация» нужно помнить, что метод моделирования используется при выполнении заданий, требующих замены объекта моделью, что осуществляется в следующих вариантах: 1. Выполнение заданий, результатом которых является получение учащимися моделей различн ...
Характеристика понятия «личность». Структура личности
Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Развитие личности понимается, как процесс количественных и качественных изменений под влиянием вешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств. Изменение личности от возраст ...
Психолого-педагогические особенности учащихся гуманитарных классов
Исходя из анализа наблюдений, анкетирования, опыта преподавания в профильных классах, исследователи выделяют следующие психолого-педагогические особенности учащихся гуманитарных классов: 1. У учащихся гуманитарных классов преобладает наглядно-образное мышление, а математических - абстрактно-логичес ...