Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением

Образование и воспитание » Интеграция детей с нарушенным зрением и слухом » Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением

Страница 2

Кроме того, в условиях интегрированного (совместного со зрячими) воспитания и обучения детей с нарушенным зрением возникает и проблема рационального выбора родителями учебно-воспитательного учреждения для своего ребенка. При выборе образовательного учреждения должны учитываться следующие факторы:

1) нуждается ли ребенок в медицинской коррекции или лечении органа зрения;

2) существует ли необходимость педагогической коррекции (при условии возникновения вторичных отклонений).

Если присутствует один из названных факторов, ребенок изначально должен воспитываться в специализированном учреждении, гарантирующем офтальмологические и тифлопедагогические услуги. В этой связи актуальной является квалифицированная консультация родителей при выборе ими учебно-воспитательного учреждения для ребенка с нарушенным зрением. Такими услугами могли бы обеспечивать родителей, а также заинтересованных лиц Центры зрения, созданные на базе специализированных детских садов, школ-интернатов для детей с нарушенным зрением, или консультативные пункты в вузах, в которых действуют факультеты коррекционной педагогики. Такие центра и консультативные пункты могли бы взять на себя функцию передачи тифлологических знаний для родителей, имеющих детей с нарушенным зрением. Подготовку родителей и заинтересованных в указанной проблеме лиц затрудняет дефицит популярной специальной литературы по вопросам рационального воспитания и коррекции вторичных отклонений у детей с нарушенным зрением.

Особенно сложной представляется проблема интеграции слепорожденных и раннеослепших. Здесь мы сталкиваемся с комплексом разнообразных причин, главной из которых, по нашему мнению, является традиционно сложившаяся изолированная система дошкольного и школьного обучения и воспитания детей с нарушенным зрением. Неправомерность существования системы, изолированной от общественной жизни, можно иллюстрировать данными научных исследований и конкретными примерами из жизни выпускников специальной школы. Остановимся на анализе некоторых факторов, которые произвольно или непроизвольно способствуют изоляции слепых, препятствуют их успешной реабилитации, что в итоге нарушает интегративные процессы.

Одной из причин, нарушающих интеграцию, является низкий уровень подготовки по ориентировке в пространстве выпускников специальных школ для незрячих. Овладение способами ориентировки в свободном пространстве является ведущим условием воспитания у слепых с детства и у ослепших навыков поведения самостоятельной личности. Это главный путь и способ преодоления изоляции, условие реализации потенциальных возможностей, на что указывается в многочисленных исследованиях. Проведенные нами исследования указывают на крайне низкий уровень пространственных представлений у незрячих учащихся. Результаты свидетельствуют о том, что большинство испытуемых усваивают маршруты в знакомом пространстве на основе механической памяти, вместе с тем ни один из обследованных нами тотально слепых школьников (61 человек) самостоятельно не владел ни одним из маршрутов в городе. Было установлено, что из этого числа 14,3 % незрячих переоценивают свои навыки ориентировки в пространстве. При этом оценка слепыми своих навыков ориентировки в пространстве зависит от времени нарушения зрения: так, слепорожденные и ослепшие до трех лет склонны переоценивать свои навыки ориентировки в пространстве чаще, нежели лица, ослепшие в более поздний период. Переоценка своих возможностей как бы блокирует мотивацию к совершенствованию навыков ориентировки в пространстве у незрячих.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Учебный предмет "физическая культура" - источник получения школьниками знаний по физической культуре
Исследуя проблему содержания учебного предмета "физическая культура" в школе, есть необходимость различать понятия "образование по физической культуре" и учебный предмет "физическая культура". По его мнению, источником образования школьников по физической культуре явля ...

Функции досуга детей
Характерологические особенности детского досуга являются осново-полагающими для определения его функций. Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окру ...

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru