Кроме того, в условиях интегрированного (совместного со зрячими) воспитания и обучения детей с нарушенным зрением возникает и проблема рационального выбора родителями учебно-воспитательного учреждения для своего ребенка. При выборе образовательного учреждения должны учитываться следующие факторы:
1) нуждается ли ребенок в медицинской коррекции или лечении органа зрения;
2) существует ли необходимость педагогической коррекции (при условии возникновения вторичных отклонений).
Если присутствует один из названных факторов, ребенок изначально должен воспитываться в специализированном учреждении, гарантирующем офтальмологические и тифлопедагогические услуги. В этой связи актуальной является квалифицированная консультация родителей при выборе ими учебно-воспитательного учреждения для ребенка с нарушенным зрением. Такими услугами могли бы обеспечивать родителей, а также заинтересованных лиц Центры зрения, созданные на базе специализированных детских садов, школ-интернатов для детей с нарушенным зрением, или консультативные пункты в вузах, в которых действуют факультеты коррекционной педагогики. Такие центра и консультативные пункты могли бы взять на себя функцию передачи тифлологических знаний для родителей, имеющих детей с нарушенным зрением. Подготовку родителей и заинтересованных в указанной проблеме лиц затрудняет дефицит популярной специальной литературы по вопросам рационального воспитания и коррекции вторичных отклонений у детей с нарушенным зрением.
Особенно сложной представляется проблема интеграции слепорожденных и раннеослепших. Здесь мы сталкиваемся с комплексом разнообразных причин, главной из которых, по нашему мнению, является традиционно сложившаяся изолированная система дошкольного и школьного обучения и воспитания детей с нарушенным зрением. Неправомерность существования системы, изолированной от общественной жизни, можно иллюстрировать данными научных исследований и конкретными примерами из жизни выпускников специальной школы. Остановимся на анализе некоторых факторов, которые произвольно или непроизвольно способствуют изоляции слепых, препятствуют их успешной реабилитации, что в итоге нарушает интегративные процессы.
Одной из причин, нарушающих интеграцию, является низкий уровень подготовки по ориентировке в пространстве выпускников специальных школ для незрячих. Овладение способами ориентировки в свободном пространстве является ведущим условием воспитания у слепых с детства и у ослепших навыков поведения самостоятельной личности. Это главный путь и способ преодоления изоляции, условие реализации потенциальных возможностей, на что указывается в многочисленных исследованиях. Проведенные нами исследования указывают на крайне низкий уровень пространственных представлений у незрячих учащихся. Результаты свидетельствуют о том, что большинство испытуемых усваивают маршруты в знакомом пространстве на основе механической памяти, вместе с тем ни один из обследованных нами тотально слепых школьников (61 человек) самостоятельно не владел ни одним из маршрутов в городе. Было установлено, что из этого числа 14,3 % незрячих переоценивают свои навыки ориентировки в пространстве. При этом оценка слепыми своих навыков ориентировки в пространстве зависит от времени нарушения зрения: так, слепорожденные и ослепшие до трех лет склонны переоценивать свои навыки ориентировки в пространстве чаще, нежели лица, ослепшие в более поздний период. Переоценка своих возможностей как бы блокирует мотивацию к совершенствованию навыков ориентировки в пространстве у незрячих.
Статьи по педагогике:
Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв
Культура и духовная жизнь XVI и первой половины XIX вв. В XVI в. средоточиями центров светских и религиознах знаний на Востоке являлись Бухара и Самарканд, затем Шошкент (Ташкент). Изучение светских и религиозных знаний большей частью проходило в медресе. Большие медресе в крупных городах в XVI в. ...
Характеристика форм внеклассной работы
Для эффективности обучения младших школьников культуре стран дальнего зарубежья следует проводить его на основе внеклассной работы. При изучении реальных ситуаций межкультурного контакта установлено, что эволюция восприятия человека, попавшего в незнакомую культуру, проходит три основных этапа. При ...
Готовность педагогов к
осуществлению первичной профилактической деятельности употребления
психоактивных веществ
В настоящее время "…первичная профилактика употребления психоактивных веществ является ключевым социальным заказом для Министерства образования Российской федерации… и это исходная базовая позиция для выстраивания всей антинаркотической профилактической деятельности…" (из доклада министра ...