Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением

Образование и воспитание » Интеграция детей с нарушенным зрением и слухом » Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением

Страница 4

Потерявшие зрение люди обычно не возвращаются на прежние рабочие места, несмотря на то что специфика ряда профессий не требует зрительного контроля как основного фактора их труда. Чаще всего эти люди после болезней или травм, связанных со зрением, усвоив несложные навыки ручной работы, устраиваются на учебно-производственные предприятия обществ слепых, тем самым переориентация их профессиональной деятельности резко меняет прежний образ жизни, а это все влечет за собой состояние психической депрессии, что существенно сказывается в последующем на всем облике личности поздно-ослепшего человека.

Известно, что многие потерявшие зрение, вне зависимости от полученной специальности, работают в учреждениях обществ слепых, что связано со слабой реабилитационной системой, практически не занимающейся ослепшими с целью восстановления их на прежнем рабочем месте, а тифлологические службы во многих случаях не могут помочь, так как не наделены этими функциями. Поэтому весьма актуальной в процессе интеграции незрячих в общество является реализация реабилитационных задач. В настоящее время в реабилитационной работе ослепших присутствует ряд нерешенных вопросов и проблем. Основные недостатки современной реабилитационной работы кроются в том, что эта деятельность ограничивается так называемой психологической реабилитацией, которая в основном решает вопрос выведения ослепшего из стрессового состояния элементарной реабилитацией и трудоустройством, тогда как в стороне остается вопрос формирования у ослепших адекватного отношения к себе, к зрячим, к труду. Р. Бандзявичене в своих исследованиях установила, что большинство ослепших или не готовы к реабилитации, или не желают ее, так как у них уже сформировались определенные установки. Многие авторы (А. Суславичюс, О. Джервис, З.В. Кузмина, Т. Маевский, С. Райт, А. Гулек) указывают, что для незрячих Характерна как переоценка, так и недооценка своих возможностей. Т. Маевский отмечает, что завышенная самооценка у незрячих проявляется игнорированием факта слепоты и ее последствий. Также некоторые слепые не считаются с вызванными инвалидностью трудностями и ограничениями, недостаточно критически оценивают свое положение. Так, эта черта характеризует в основном слабовидящих, которые желают, чтобы окружающие считали их зрячими. Завышенная самооценка слепого имеет отрицательные последствия. Когда человек со зрительным или другими дефектами берется за задачи, не адекватные его возможностям, он постепенно в результате неизбежных неуспехов теряет в себе уверенность. В процессе реабилитации такие незрячие склонны преувеличивать свои возможности, отвергают помощь других лиц. Реабилитационная работа с ними часто бывает трудной и неэффективной. Заниженная самооценка, также как и преувеличенная, негативно влияет на результативность работы. В практике современной реабилитационной работы не осуществляется влияние на такие психические свойства личности незрячих, как формирование адекватной оценки окружающей социальной среды и самооценки, что наносит определенный ущерб результатам реабилитационной работы, а в итоге - процессам интеграции в целом.

Весьма важным моментом в реабилитации является уровень образования. Образование является мощнейшим стимулом и основой для реализации активности личности незрячих, поэтому в общей системе коррекционной работы основное внимание следует уделить развитию мотивов деятельности в общем и мотивов учения в частности. Только активно действующий незрячий может успешно реабилитироваться и интегрироваться в общество.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Методы обучения: классификации и характеристики
Для оптимального усвоения учащимися основных знаний необходимо, чтобы преподаватель правильно, т.е. методически обоснованно, организовал процесс формирования и управления их усвоением. «Метод обучения» - понятие многоаспектное. В настоящее время в различных учебниках по педагогике и в методических ...

Понятие и сущность профессиональной культуры
Профессионализм руководителя этнокультурного центра, его профессиональная культура – явление весьма сложное и многогранное, т.к. специалист такого уровня является, прежде всего, творческой и незаурядной личностью. А уровни развития педагогических ценностей в профессиональной культуре творческой лич ...

Понятие «Правовое воспитание», его содержание и особенности
Право – совокупность общеобразовательных правил поведения, норм, узаконенных возможностей человека, санкционированных, регулируемых и охраняемых государством (право собственности, право убежища, права человека и т.д.). Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деяте ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru