Основная направленность технологического подхода в дидактике определяется теми ценностями рационалистического, технократического научно-педагогического сознания, которые выражаются в общей идее–установке: обеспечить гарантированную результативность, эффективность учебного процесса, воспроизводимость его результатов. Данное направление дидактических поисков ориентированно на традиционные задачи репродуктивного обучения, оно уточняет уже известные и принятые способы «размытой», «нечеткой» постановки учебных целей, развивается по линии критериально-ориентированного обучения.
В рамках этого подхода обучение строится как воспроизводимый конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.
Проблема идентификации учебных результатов и, соответственно, детальной постановки учебных целей при конструировании обучения решается двумя основными способами:
а) построением педагогической таксономии, т.е. системы целей, внутри которой выделены их категории (основные типы) и последовательные уровни (иерархия);
б) созданием максимально конкретного языка для описания учебных целей.
В национальной программе по подготовке кадров многократно отмечается необходимость внедрения и освоения передовых педагогических технологий. Что же представляет собой педагогическая технология и чем она отличается от традиционных методов обучения?
Понятие «новые педагогические технологии», «передовые педагогические технологии» в последнее время широко употребляется в педагогической литературе, докладах по проблемам образования, официальных документах. Однако, педагогическая технология, т.е. термин не стандартизирован, единого толкования его содержания нет, и поэтому существует много различающихся определений. Высказываются мнения, что педагогическая технология-это разновидность методики, обеспечивающей гарантированный результат. В других определениях технологию считают структурой, стоящей над, под или рядом с методикой, третьи технологизацию понимают как использование технических средств обучения и т.д.
Среди них наибольшего внимания заслуживает определение ЮНЕСКО: «…педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования».
Проектирование целей обучения, его содержания, методов преподавания и учения, контроля и оценки результатов в их взаимной связи и обусловленности вот чего подчас не достаёт в традиционном учебно-воспитательном процессе.
Например, нередко обучение ориентировано в основном на запоминание информации, в то время как будущая деятельность обучаемого связано с выполнением определенных операций или принятием организационных, управленческих и профессиональных решений. Другой пример: метод контроля знаний обучаемых в одном из учебных заведений установлен администрацией огульно, одинаково для всех дисциплин, без учета специфики каждого из них.
В педагогической литературе приводятся другие определения педагогической технологии, принадлежащей Б. Беспалько, В. Гузееву, В Сластенину, М. Очилову, Н. Сайидахмедову, Б. Фарберману и др.
Среди перечисленных ученых наибольшее влияние на распространение информации о педагогической технологии в странах СНГ и в частности в Узбекистане оказали Б. Беспалько и М. Кларин, которые опубликовали достаточно полные сведения о структуре и содержании технологического подхода в педагогике.
Статьи по педагогике:
«Специфика контроля на уроках Мировой художественной
культуры»
При рассмотрении данного вопроса, я постараюсь дать оценку целесообразности использования определённых форм контрольных мероприятий на уроках Мировой художественной культуры и определить, какая именно деятельность скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний, умений и навыков учащихся ...
Определение методов обучения и их реализация в учебном
процессе
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, ...
Работа над правильной постановкой логических ударений
Большое значение для выразительного чтения имеет правильность, точность логических упражнений. Для того, чтобы предложение приобрело определенный смысл, необходимо силой голоса выделять важное по значению слово в ряду остальных Смысл изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударе ...