Экспериментальное исследование особенностей развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с речевыми нарушениями и у детей с нормальным речевым развитием

Образование и воспитание » Мелкая моторика у детей 6-7 лет с нормальным речевым развитием и у детей с речевыми нарушениями с использованием методик Л.А. Венгера, Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова » Экспериментальное исследование особенностей развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с речевыми нарушениями и у детей с нормальным речевым развитием

Страница 3

Согласно методики, по результатам теста определяются уровни сформированности графического навыка.

Результат 6-5 баллов свидетельствует о том, что графический навык сформирован достаточно хорошо – высокий уровень.

Результат 4-3 балла – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений – средний уровень.

Результат 2 – 0 баллов – графический навык развит слабо – низкий уровень.

Тест, проводимый в группе детей с речевыми нарушениями, показал, что 44% детей имеют низкий уровень развития графических навыков, так как в рисунках отмечается отклонения от предусмотренной строчки, наклон линий не соответствует образцу, не всегда соблюдается размер эталона. 33% детей показали средний уровень развития графических навыков. В их работах отмечается неровность линий и отклонения от данных размеров. 23% детей имеют высокий уровень развития графических навыков, с работой справились хорошо, была допущена лишь одна ошибка – характер линий не всегда соответствовал образцу.

По результатам диагностирования в группе детей с нормальным речевым развитием выявлено, что 55% детей имеют высокий уровень развития графических навыков, так как выполненная работа соответствует образцу: характер линий ровный, размер и форма соблюдаются, отклонений от строчек нет. 45% детей имеют средний уровень развития графических навыков. Ошибки были допущены лишь при соблюдении размера, линии не всегда были ровные, прямые. Данный тест показал, что детей с низким уровнем развития графических умений в этой группе нет.

Для подтверждения полученных результатов был проведен второй констатирующий эксперимент Л.А. Венгера.

Тест для определения развития точности движений (подготовка руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля над собственными действиями).

Методика: дорожки.

Материал: рисунок, на котором нарисованы «дорожки». У одного конца «дорожки» находится какой-либо предмет, а у другого – тот предмет, до которого он должен добраться. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожки усложняется от первой к последней.

Занятие проводилось индивидуально.

Инструкция: «Здесь нарисованы дорожки и предметы с двух сторон, соедините их линией. Линия не должна съезжать с дорожки».

Оценка результатов:

Высокий – если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз;

Низкий – три и более выходов за пределы «дорожки», неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту.

Работы детей по данной методике в приложении №3.

Результаты диагностирования детей с речевыми нарушениями по методике «дорожки» Л.А. Венгера представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Имя ребенка

Уровни

Высокий

Низкий

Нина Г.

 

+

Илья Б.

+

Роза М.

 

+

Маша П.

+

 

Рустам Г.

 

+

Дима С.

 

+

Оксана Т.

+

Ксюша К.

+

Даня Ш.

+

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Стиль общения "Учитель-Ученик"
Педагогическое общение, в частности, проблема стиля "Учитель-Ученик" была предметом изучения еще в прошлом веке. Так, например, вопрос об установлении сотрудничающего стиля взаимодействия между педагогом и обучаемым, как показал анализ педагогических журналов, ставился еще в 60-е годы 19 ...

Функции контроля знаний и умений учащихся
Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта. Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая1. Контрол ...

Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса
Ведущей антропологической идеей гуманистического воспитания является категория свободы. В исследованиях последнего десятилетия (О.С. Газман) гуманистическое представление о человеке предполагает рассмотрение его как существа природного (биологического), социального (культурного) и экзистенциального ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru