Заседание №1
Определение золотого сечения. История возникновения и применения его на практике.
Цели:
Образовательная: дать понятие золотого сечения; способы построения золотого сечения построения отрезка
.
Развивающая: формирование чертёжных навыков.
Воспитательная: точность при выполнении чертежей; аккуратность.
Оборудование: линейка, карандаш, циркуль.
Форма проведение урока: «Суд над золотым сечением»
Оформление класса: судейский стол, плакаты, столик поменьше с книгой на нём для клятвы. Половина классного кабинета освобождена от стульев и парт - своеобразная сцена.
Действующие лица: председатель суда, присяжный заседатель, свидетели, обвинитель и обвиняемый, находящиеся по разным сторонам сцены.
Ход урока.
Председатель суда начинает: сегодня в этом зале происходит слушанье дела по обвинению золотой пропорции в бесполезности её существования, а так же присвоение её таких имён как: «золотое деления», «божественная пропорция», «золотое сечение».
- подсудимая, прошу встать! Ваше имя?
- Золотая пропорция.
- повернитесь к залу, что бы Вас все увидели и запомнили.
Рис. 1 (Показывают плакат с изображённой на ней золотой пропорцией)
- Год рождения. Национальность.
Для ответов на эти вопросы приглашается свидетели, которые расскажут биографию подсудимой.
(выступают подготовленные ученики с докладами об истории золотого сечения)
Свидетели: клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.
Доклад №1
Золотое сечение было известно древним грекам. Вряд ли можно сомневаться в том, что некоторые древнегреческие архитекторы и скульпторы сознательно использовали его в своих творениях. Примером может служить хотя бы Парфенон. Именно это обстоятельство и имел в виду американский математик Марк Барр, лет так 85 назад, когда предложил называть отношение двух отрезков, образующих золотое сечение, числом j. Буква j (фи) – первая буква в имени великого Фидия, который, по преданию, часто использовал золотое сечение в своих скульптурах. Одной из причин, по которой пифагорейцы (последователи Пифагора) избрали пентаграмму, или пятиконечную звезду, символом своего тайного ордена, является то обстоятельство, что любой отрезок в этой фигуре находится в золотом отношении к наименьшему соседнему отрезку.
Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н. э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. Действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании.
Греки были искусными геометрами. Очень интересно, что они обучали своих
детей алгебре при помощи геометрических фигур. Квадрат Пифагора и диагональ его были основанием для построения динамических прямоугольников (Рис. 2)
![]() |
Рис. 2 Динамические прямоугольники.
Секреты золотого деления ревностно оберегались, хранились в строгой тайне. Они были известны только посвященным.
Доклад №2
Где-то в XIII веке в историю золотого сечения было вплетено имя математика монаха родом из Италии, Леонардо из Пизы. Хотя нам он известен под другим именем, а точнее по прозвищу Фибоначчи (Fibonacci – сокращенное filius Bonacci, то есть сын Боначчи). В 1202г. им была написана книга "Liber abacci", то есть "Книга об абаке". "Liber abacci" представляет собой объемистый труд, содержащий почти все арифметические и алгебраические сведения того времени и сыгравший заметную роль в развитии математики в Западной Европе в течение нескольких следующих столетий. В частности, именно по этой книге европейцы познакомились с индусскими ("арабскими") цифрами.
Статьи по педагогике:
Методы обучения:
классификации и характеристики
Для оптимального усвоения учащимися основных знаний необходимо, чтобы преподаватель правильно, т.е. методически обоснованно, организовал процесс формирования и управления их усвоением. «Метод обучения» - понятие многоаспектное. В настоящее время в различных учебниках по педагогике и в методических ...
Приёмы развивающего чтения как средство развития самооценки личности
младших школьников на уроках чтения
По мнению ряда исследователей, таких как Л.Н. Засорина, В.С. Кукушина и др., развивающее чтение является одним из эффективных факторов, влияющих на процесс самооценивания личности младших школьников. Однако, как считает В.С. Кукушин, термин «развивающее чтение» ещё не получил признание в педагогике ...
Виды контроля
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: 1. Предварительный. 2. Текущий. 3. Периодический (тематический, рубежный). 3. Итоговый. Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в проце ...