Сообщаемый в книге материал поясняется на большом числе задач, составляющих значительную часть этого трактата.
В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди ученых и художников в связи с его применением, как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре. Леонардо да Винчи, художник и ученый, видел, что в итальянских художниках большой эмпирический опыт, но недостаток знаний. Он задумал и начал писать книгу по геометрии, но в это время появилась книга монаха Луки Пачоли, и Леонардо оставил свою затею. По мнению современников и историков науки, Лука Пачоли был настоящим светилом, величайшим математиком Италии в период между Фибоначчи и Галилеем. Его называли творцом начертательной геометрии.
Лука Пачоли прекрасно понимал значение науки для искусства. В 1496 г. по приглашению герцога Моро он приезжает в Милан, где читает лекции по математике. В Милане при дворе Моро в то время работал и Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи много внимания уделял изучению золотого деления. Он производил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. Поэтому он дал этому делению название золотое сечение, которое держится по наши дни.
В то же время на севере Европы, в Германии, над теми же проблемами трудился Альбрехт Дюрер. Он делает наброски введения к первому варианту трактата о пропорциях. Дюрер пишет: "Необходимо, чтобы тот, кто что-либо умеет, обучил этому других, которые в этом нуждаются. Это я и вознамерился сделать".
Судя по одному из писем Дюрера, он встречался с Лукой Пачоли во время пребывания в Италии. Альбрехт Дюрер подробно разрабатывает теорию пропорций человеческого тела. Важное место в своей системе соотношений Дюрер отводил золотому сечению. Рост человека делится в золотых пропорциях линией пояса, а также линией, проведенной через кончики средних пальцев опущенных рук, нижняя часть лица - ртом и т.д. Известен пропорциональный циркуль Дюрера.
- хорошо, свидетели. Обвиняемая, считаете ли Вы себя виновной?
- нет!
- в таком случае слово предоставляется обвинению. Господин обвинитель, прошу встать.
Обвинитель. Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.
Милые господа, прошу внимания. Золотая пропорция является, скорее всего, одной из самых известных пропорций в математике, может даже и самая шикарная и красивая, очень правильная, везде встречающая. И, наверное, никакая больше пропорция не имеет в себе столько ужасных штрихов, как она. На вопрос: «Что такое «Золотая пропорция»?» большинство людей даже предположить не могут. Итак, первым обвинением будет то, что завоевав Наше доверие, вскружила голову даже не представилось. У меня всё, господа!
Судья. Слово для защиты предоставляется подсудимой. Подсудимая, что Вы можете сказать в своё оправдание? (Учитель даёт определение золотого сечения, исполняя роль золотой пропорции).
Пропорция. Господа судьи, меня здесь обвиняют в бесполезности и вредности. Обидно мне слышать такие слова. Вы оглянитесь, посмотрите, везде увидите моё существование, и этим существованием я даю красивую жизнь для очень многого на земле! Я в цветах и, вообще, в растениях; я в шедеврах мировой архитектуры, да и вообще в строительстве; я в музыке, в поэзии, в анатомии. Даже астрономам не чужда я. А свойства мои – это моё богатство, не зная их, плохо бы пришлось человеку. Сейчас расскажу Вам по подробней. Но сперва, можно более точно преставиться?
Судья. Разрешаю.
Обвиняемая (Гордо). Деление отрезка в крайнем и среднем отношении!
Меня надо понимать так: разделить данный отрезок, на такие две части, что бы меньшая относилась к большей так, как большая ко всему отрезку!
Статьи по педагогике:
Модульная технология в обучении географии
Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик полностью самостоятельно или при консультационно-координирующей помощи учителя может работать с предложенной ему учебной программой. Причём он имеет возможность выбора индивидуального пути её освоения с учетом своих способностей, возможност ...
Функции УМК
Являясь модельным описанием педагогической системы, УМК: 1.Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования. В этом его главная функция. 2.Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучен ...
Обращение к СМИ
В проведении досуга и освоении различных видов искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Средства массовой информации (сокращённо «СМИ», также - Масс-медиа) - организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной ...